Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Я сам не хотел снимать Шварценеггера»

Интервью с Макджи, режиссером нового «Терминатора»

Режиссер «Терминатора-4» Макджи рассказал «Парку культуры» о том, как он осмелился продолжить легендарную франшизу без Арнольда Шварценеггера.

— Слушайте, неужели вас на самом деле зовут Макджи?

— Да, честное слово.

— Вот и в паспорте так написано?

— Ага, и в паспорте: «Макджи». Меня так зовут всю жизнь. С рождения. Люди думают, что это голливудское прозвище, а на самом деле я Джозеф Макгинти Никол. Но все наоборот. Это длинное имя – псевдоним, а я – Макджи, и точка. Почему Макджи? Моего дядю звали Джо, моего дедушку звали Джо, мы все жили в одном большом доме и не могли позволить себе еще одного Джо. Мать с колыбели звала меня Макджи, это уменьшительное от Макгинти.

Так с тех пор и повелось.

И я сразу решил, что буду трусом и дураком, если изменю имя и стану еще одним Джо. «Терминатор-4» — последний фильм, представляя который, я буду отвечать на этот вопрос. Он мне надоел. Пора всем привыкнуть к тому, что я – Макджи. Если вас интересуют не мои фильмы, а мой паспорт, я с вами говорить не буду. То есть с вами поговорю, а потом – замолкаю.

— Давайте тогда перейдем к главному – к Арнольду Шварценеггеру. В вашем фильме он не снимался, но на экране все равно появляется: его нарисованное лицо украшает тело другого силача из Австрии, Роланда Кикинджера. Сам Арнольд вообще в курсе?

— С губернатором Шварценеггером мы поддерживали связь – исключительно телефонную – на протяжении всего съемочного периода, о нашем замысле он, естественно, знал и всецело его одобрил. Для меня было крайне важно, чтобы и Джеймс Кэмерон, и Арнольд Шварценеггер знали о каждом моем шаге.

Но, поверьте, я сам не хотел, чтобы Шварценеггер снимался в моем фильме!

Ведь моя задача – вдохнуть во франшизу новую жизнь, принципиально ее изменить. После третьего фильма «Терминатор» съехал с рельсов. Превратился в фарс. Все эти элтонджоновские очки, «следи за рукой», прочие шуточки… Чтобы вернуть в фильм серьезную интонацию, мне был необходим Кристиан Бэйл. Тем не менее к Арнольду Шварценеггеру я отношусь с колоссальным уважением. Посовещавшись с продюсерами, мы решили, что можно попробовать вернуть его на экран таким, каким он был в первом «Терминаторе», несгибаемым и помолодевшим Т-800. Визуальные эффекты нового поколения позволяют это сделать. Шварценеггеру идея понравилась – а результат вы все увидите на экране.

— Насколько принципиальным было участие Кристиана Бэйла?

— Без него я бы не стал снимать этот фильм. Мне было необходимо, чтобы зритель снова поверил в «Терминатора». Представьте себе – вы киноман и узнаете, что в новом «Терминаторе» будет сниматься Кристиан Бэйл. Какой будет первая реакция? Вы сразу отнесетесь к этому проекту более серьезно?

В принципе, кому он нужен, еще один «Терминатор»?

Но, услышав об участии Кристиана, вы задумаетесь: «Может, это будет не так уж смехотворно». Главный герой «Машиниста», «Американского психопата», «Темного рыцаря» — это не шутка. Если он увидел что-то любопытное в четвертом «Терминаторе», нам тоже стоит к нему присмотреться повнимательнее. Кристиан сделал с «Терминатором» и с «Бэтменом» то, что Дэниэл Крэйг сделал с Джеймсом Бондом. Он пришел и сказал: «Ребята, вы заигрались, давайте-ка вспомним, что важно, а что нет».

И я поверил ему, когда он отказался от роли робота Маркуса и взялся за роль Джона Коннора – которая в первой версии сценария была эпизодической, а затем стала центральной. Я поверил Кристиану – и я был прав.

Чем еще ваша картина принципиально отличается от предыдущих трех?

— В ней нет временных прыжков: герои не приходят в наш мир из будущего, они уже живут в будущем. Знаете, для меня история «Терминатора» была завершена уже после второй картины, я честно сказал об этом Кэмерону. Но мне было интересно поподробнее взглянуть на ту апокалиптическую войну, на которую Кэмерон ссылался в двух своих фильмах, – рассказ об этой войне и стал главной моей целью. Откуда вообще взялся Т-800, как именно люди и машины дошли до противостояния?

Ответов на эти вопросы в предыдущих картинах не было.

Зато там были сами Терминаторы. Сначала Т-800, потом Т-1000 из жидкого металла, затем терминатор-девушка… Мне оставалось только изобрести робота-трансвестита. А я не хотел. Бессмысленно пришпоривать мертвую лошадь: необходимо было изобрести что-то новое, а уж получится или нет – судить не мне.

Говорят, вы готовили актеров каким-то специфическим образом, заставляли их книжки читать? А сами как готовились?

— В основном мы читали две книжки: «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филиппа К. Дика и «Дорогу» Кормака Маккарти. А еще я давал актерам фильмы смотреть, в огромном количестве, от «Троп славы» Стэнли Кубрика до «Дитя человеческого» Альфонсо Куарона. Главное – на меня самого все эти произведения оказали немалое воздействие, исказили оптику. В буквальном смысле. Линзы, пленка – все в нашем фильме работает на эффект искаженной реальности. Этот мир узнаваем и в то же время необычен. Это мир после Судного дня, после ядерной войны.

Мы засмотрели до дыр весь видеоматериал о Чернобыле, который смогли добыть.

Вот вы знаете, как после ядерного взрыва будет выглядеть почва, какой оттенок приобретут растения? Я – знаю. В моем фильме создано грязное, страшное, правдоподобное будущее. Мы построили его своими руками. Каждого робота, каждую декорацию.

Не может быть – что, совсем без компьютера обошлось?

— Не совсем, разумеется. Но там, где можно было обойтись, обходились. Смотря на компьютерную картинку, вы всегда чувствуете фальшь. Некоторые режиссеры не понимают, что все мы – люди – существуем по законам физики, и нарушение этих законов при помощи визуальных технологий никого не убедит.

Спецэффекты убили многие хорошие фильмы.

А я хочу быть реалистом, чтобы каждый предмет можно было пощупать. И чтобы никто не обманывал зрителя при помощи монтажа. В начале нашего фильма есть такая сцена: герой Кристиана ползет к вертолету, залезает в него, вертолет взлетает, его подбивают, он падает, разбивается, Кристиан выбирается из машины, оборачивается, видит облако гигантского взрыва, в котором погибли его товарищи. Все это – одна цельная сцена. Схватка Джона Коннора с Т-600 – то же самое, ни одной монтажной склейки.

Эти склейки помогают режиссерам, но зритель соскальзывает с крючка. Так что я был против. Сосчитать невозможно, сколько раз мы репетировали, сколько дублей каждой подобной сцены сняли… Нелегко пришлось. Меня поддерживали воспоминания об Альфреде Хичкоке и его «Веревке», снятой единым планом.

Как эта ваша установка повлияла на бюджет?

— Увеличила его, но ненамного. В любом случае мы понимали, что нижняя планка для нас – 160–170 миллионов долларов, и в эту сумму уложились. Одни фильмы стоят дешевле, другие – еще дороже, но нам хотелось одного: сделать нашу картину настолько хорошо, насколько это вообще возможно. К этому и стремились, о деньгах особо не задумывались.

Говорят, вы и музыку к фильму собирались создавать какую-то невероятную, пока на горизонте не показался Дэнни Элфман?

— Сначала я очень хотел, чтобы саундтрек вместе написали Густаво Сантаолалла и Том Йорк из Radiohead. Но у обоих был такой сложный график, что осуществить мой замысел не удалось. Тогда я связался с Дэнни. Только он один мог создать мелодии, которые подчеркнули бы хрупкость и мимолетность человеческой жизни – особенно в столкновении с брутальными и бездушными машинами.

Кроме того, Дэнни взялся написать военную музыку будущего – такая задача под силу не каждому композитору!

Записывались мы в студии Джорджа Мартина в Лондоне; незабываемая сессия. Впрочем, в моем фильме звук – это не только музыка. Каждый робот издает свой собственный звук, при помощи которого его легко можно узнать еще до того, как он окажется в кадре.

В конце титров «Терминатора-4» есть посвящение Стэну Уинстону, легендарному специалисту по гриму и визуальным эффектам…

— Этот великий человек не дожил до премьеры – он ушел из жизни во время работы над фильмом, в прошлом июне. Мы были друзьями с давних времен, собирались еще сто лет назад вместе делать фильм о Супермене – но тогда я отказался от этого проекта из-за боязни авиаперелетов. Потом собирались работать над фильмом «Я и мои монстры», основанном на воображаемых друзьях-монстрах, которых Стэн придумал в детстве… Он был болен уже в начале работы над «Терминатором-4», но все роботы, которых вы видите на экране, придуманы и нарисованы лично Стэном.

Главным супервайзером спецэффектов у нас в фильме был Джон Розенгрант – а его первый фильм со Стэном Уинстоном назывался «Терминатор».

Помню, как почти год назад во время съемок одной очень трудной сцены нам позвонили и сказали, что Стэн умер. Мы с Джоном завершили дубль и замерли в молчании. Мы молчали и вспоминали обо всех выдающихся достижениях Стэна. О динозаврах из «Парка Юрского периода», Чужом, Хищнике, Терминаторе. Для меня было огромной честью работать над картиной, к которой прикоснулся Стэн Уинстон.

Новости и материалы
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Все новости