Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Щенки в волчьей шкуре и другие герои революции

Открылась выставка «1917 год. Мифы революций»

Открылась выставка «1917 год. Мифы революций» — редкая возможность увидеть в одном месте все мифы о революции и их опровержение.

Развенчание мифов — дело богоугодное, поэтому историко-документальную выставку «1917 год. Мифы революций», открывшуюся в Выставочном зале федеральных архивов, можно было бы только приветствовать.

В самом деле, есть ли задача благороднее, особенно теперь, когда мифологизация истории близка к полной и безоговорочной победе? Скоро, совсем скоро в массовом сознании изучение прошлого окончательно перестанет быть наукой и станет просто сказкой — веселой или страшной в зависимости от изучаемого периода.

Можно ли если не отменить, то хотя бы отсрочить это событие? Попробуем это понять на примере той самой выставки.

Экспозицию эту развернули, приурочив к понятной дате: совсем скоро мы будем отмечать 90-летие не то Великой Октябрьской социалистической революции, не то большевистского переворота. Понимая, что сделать выставку «про события 1917 года» не получится — слишком необъятна тема, устроители решили сосредоточить усилия на нескольких закрепившихся мифах, связанных с этим годом. Причем, надо отдать им должное, проявили максимально возможную объективность, взяв для рассмотрения и «белые», и «красные» мифы. Вот вам мнение «монархия пала, потому что Николая предали думские болтуны и отрекшиеся от него генералы, командующие фронтами», вот — «мирная большевистская демонстрация 2 июля 1917 года была расстреляна по приказу Временного правительства». На «белый» стереотип «революция сделана на немецкие деньги» — стереотип «красный», о том что «главными вождями революции были Ленин и Сталин».

Экспозиция представляет собой своеобразный лабиринт, где на внешних стенах крупно написаны сами мифы, а внутри, в тесных и извилистых коридорах, документы, их опровергающие.

Документы донельзя интересные, чрезвычайно редко выставляемые для всеобщего обозрения и для массового зрителя часто сенсационные. Страдающие о «преданном царе» могут наглядно убедиться, что Николая Второго в качестве правителя страны давно уже считали недееспособным не только военные или интеллигенция, но и собственное семейство. Вот вам несколько откровений людей с фамилией «Романов». Великий князь Николай Михайлович еще в 1916 году пишет вдовствующей императрице Марии Федоровне: «Речь идет о спасении престола — не династии, которая еще прочна, но теперешнего государя. Иначе будет слишком поздно... Вся Россия знает, что покойный Распутин и А. Ф. (Александра Федоровна, жена Николая II) — одно и то же. Первый убит, теперь должна исчезнуть и другая», — и дальше призывает поместить императрицу в монастырь или сумасшедший дом.

Или вот: «В дни старого режима, в дни того, что теперь принято называть «прогнившим строем», мы часто и откровенно говорили с тобой, что старый режим неминуемо должен привести к финальной катастрофе».

Это не Ленин. Это великий князь Дмитрий Павлович пишет отцу, великому князю Павлу Александровичу, в апреле 1917-го. В том же письме, кстати, он делится любопытными впечатлениями от наступившей после Февраля «демократии»: «Неужели старое правительство было право, когда в основу своей политики (против которой я так восставал) клало идею о том, что мы, русские, не доросли до «свободы»? Неужели это действительно так? Неужели русский человек видит в «свободе» не увеличение гражданского долга, а просто свободу делать все, что раньше не делалось, все, что раньше запрещалось! Неужели наша русская психология не признает другой свободы, кроме свободы хамского желания и самого грубого его исполнения!»

А вот как августейшее семейство реагировало на совершающуюся революцию: «Это «хулиганское» движение, юноши и девушки только для подстрекательства бегают с криками, что у них нет хлеба, а рабочие не дают другим работать. Было бы очень холодно, они, вероятно, остались бы дома». Императрица пишет Николаю в ставку, пишет по-английски, только слово «хулиганское» — кириллицей.

А вот как — на свершившуюся: «С восторгом приветствую новое правительство свободной России! Прошу вас известить меня, могу ли я считать себя свободным гражданином после 40 лет преследования меня старым режимом при содействии психиатров и жандармов». Это не амнистированный подпольщик-социалист, это великий князь Николай Константинович.

И так по каждому из мифов. Прелюбопытнейшие и уникальнейшие экспонаты: собственноручно написанное отречение Михаила, лубочная картинка «О том, как немцы большевика на Россию выпускали», тогдашние «самиздатовские» стишки: «На передней Колька Ленин с Коллонтаихой мадам свадьбу новую играет Русь продавший немцам хам», записка Троцкому с солдатского митинга «щенок вы в волчьей шкуре» и испорченные бюллетени для голосования по выборам Учредительного собрания с надписями вроде: «За предателей не голосую» или «Владимир Ильич, эта бумажка годится только для уборной». А вот один из сатирических журналов с пустой рамочкой на первой полосе. В ней пояснение:

«Эту страницу должен был украшать портрет г. Ленина. Воздерживаемся пока от помещения его из уважения к памяти граждан, убитых на улицах Петрограда в дни 3–5 июля, и для того, чтобы дать возможность г. Ленину избегнуть до суда справедливого проявления народного гнева».

Вроде бы все хорошо. Но есть одна серьезная проблема: все эти документы не сгруппированы вокруг каждого мифа, а рассыпаны по всей экспозиции. Получается парадокс: для того чтобы увидеть опровержение, к примеру, мирного характера большевистского выступления в июле 1917-го, нужно, во-первых, знать, что тогда произошло, а во-вторых, суметь вычленить все нужное в большом и многослойном массиве.

Чтобы разочароваться в исторических мифах, надо эту историю знать. Но того, кто историю знает, обычно уже не требуется разубеждать. Вопрос о том, можно ли разорвать этот замкнутый круг, остается открытым.

А пока и на выставке, и в истории обывателю гораздо проще обойти экспозиции по периметру, прочтя крупно написанные сомнительные утверждения, чем толкаться внутри, ломая глаза о множество страниц с полуслепым шрифтом дореволюционных пишмашинок.

«1917 год. Мифы революций», Выставочный зал федеральных архивов (ул. Б. Пироговская, д. 17), до 11 ноября.

Новости и материалы
Адвокат Ефремова прокомментировал свое ранение
На выставку Минобороны на Поклонной горе привезли трофейную бронемашину США
Лукашенко: если едешь на Олимпиаду в нейтральном статусе, «набей им морду»
Ольга Бузова кардинально сменила имидж после операции
Tesla продолжит массовые увольнения и сократит двух топ-менеджеров
Маск посмеялся над Байденом
В Лондоне задержали мужчину с мечом, который нападал на прохожих
Прошла панихида по жертвам теракта в «Крокусе»
HSBC планирует завершить продажу российского бизнеса в ближайшие месяцы
На Украине появится женский расчет БПЛА
«В это время уже шампанское открывалось»: Аршавин о чемпионской гонке РПЛ
В Минобороны рассказали, когда будут спущены на воду корабли «Тайфун» и «Виктор Великий»
Над Белгородской областью сбили дрон ВСУ
Boston Dynamics показала на видео робота, который двигается как настоящая собака
В Молдавии оценили шансы Гуцул войти в правительство страны
Спасатели потушили открытый огонь на складе в подмосковном поселке
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Председателя нижегородской думы арестовали
Все новости