Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мир изменит не ковид, а интернет

О том, каким будет кино будущего

Эпидемии в мире были всегда. Оспа, чума, испанка, которую в революционной России почти не заметили, умирая массово от сыпного тифа…. Но эпидемии заканчивались, а население потом снова начинало размножаться, путешествовать, обниматься.

Правда, говорят, бельгийские ученые из Katholieke Universiteit Leuven подсчитали, что количество катастроф, начиная с 1980 года, уверено растет. Сегодня эпидемии и пандемии происходят примерно вдвое, а климатические катастрофы в четыре раза чаще, чем сорок лет назад (это подрывает уверенность в том, что стабильность в позднем советском Союзе была заслугой партии и правительства).

Я не помню случая, чтобы за 50 лет моей сознательной жизни население целого города реально сажали на карантин. И чтобы прекращалось передвижение между странами (без всякого железного занавеса), и даже между городами.

Так что даже по внешним признакам можно считать нынешнее состояние катастрофой не очередной, а экстраординарной.

Возможно, дело не только в заразности или смертельной опасности нынешнего вируса, а в том, что теперь человечество может себе позволить экстраординарные меры – у нас появились интернет и жизнь вне реального пространства.

Только представьте себе, что интернета нет. Как контролировать соблюдение карантина? Свозя всех с положительными тестами в одну большую больницу? А как проводить совещания с сотрудниками без зума? А занятия со школьниками?

Интернет появился не вчера, конечно, и не специально для карантина, но именно наличие сетевого пространства позволило придать течению пандемии глобальный характер. И вряд ли можно будет вернуться к прежнему миру. Потому что мир изменит не ковид, а интернет. А вирус выступил в роли триггера: он просто ускорил то, что уже было заложено развитием высоких технологий.

В конце ХIХ века появление двигателя внутреннего сгорания, электричества, теории относительности и другого прочего заложило те фундаментальные изменения цивилизации, которые сегодня стали привычными. Но сегодня мы можем наблюдать начало нового витка коренных превращений, которые начинают происходить в социальной, культурной и даже физической средах. Но пусть про это рассказывают биологи, психологи, социологи, антропологи и прочие специалисты. Я же хочу поговорить про кино.

Кинематограф появился всего сто с небольшим лет назад, однако с тех пор он глубоко вошел в жизнь каждого, изменив восприятие человека с текстового на визуальное. Созданные кинематографом образы во многом определяют отношение к жизни, формируют воспоминания, объединяют и дают нам общий язык. Но что происходит с кино теперь?

Во всем мире карантин ударил по кинотеатрам, нынешний сезон затормозил главную производственную базу мира – Голливуд, отложены ожидаемые премьеры, заморожены огромные бюджеты, азиатские, европейские, африканские, американские зрители остались без хитов.

Казалось бы, ничего страшного, подождать год – и все встанет на место. Но встанет ли?

Наш российский кинопрокат находится в частных руках. Кинотеатры закрыли на весенний карантин, потом был летний сезон, который у нас всегда мертвый, а сейчас — новая волна эпидемии, люди в кино ходят мало и неохотно, а государство отказалось поддерживать индустрию развлечений (других забот много).

Кинотеатры стонут, многие готовы закрыться, другие задумались о будущем – своем и индустрии в целом. В прошлый большой кризис, в 60-е годы ХХ столетия, когда конкуренция телевидения выбила почву из-под кинопроката, ушлые владельцы кинотеатров нашли выход – на больших экранах появилось дорогое зрелищное кино со спецэффектами (так называемые блокбастеры). И до сего дня на них прокатчики и держались, что привело ко многим последствиям: изменению возрастного состава публики, упрощению киноязыка, росту кинобюджетов и концентрации производства в одной точке мира – Голливуде.

Но вот тот самый кинозал, куда ради яркого зрелища набивались люди, оказывается сомнительным с точки зрения безопасности. Публика уже отказывается идти с детьми в торговый центр на семейный фильм, предпочитая погулять в парке, а кино посмотреть дома.

Пока, впрочем, все не так однозначно. Например, в Китае в эти осенние каникулы кинопрокат хотя и не достиг рекордных показателей прошлого, нековидного года, но все же продемонстрировал неплохие результаты. В отсутствии голливудских премьер. При ограниченной наполняемости залов (до 75%). Национальное кино помогло продержаться и в Японии – хотя там наблюдается падение посещений до 60% от прошлого года.

У России, как всегда, свой путь. Наши производители решили придержать свои потенциальные хиты, отложить премьеры и тем самым окончательно душат кинотеатры, лишенные топовой голливудской продукции.

Владельцы кинотеатров не знают, как заставить кинокомпании выпустить на экран готовые отечественные фильмы типа «Пальмы», «Цоя», «Бумеранга», «Чернобыля» – и обращаются к государству, напоминая, что на эти проекты выдано 130 миллионов рублей возвратных госсубсидий и 275 миллионов безвозвратных. Почему продюсеры не хотят сейчас рисковать, тоже понятно. Из-за падения спроса никаких надежд на приличные сборы нет, но дело даже не в убытках: перед Минкультом необходимо отчитаться хотя бы числом зрителей.

Но все же Россия не исключение – в целом у нас происходит тот же процесс, что и везде, просто ярче выраженный.

Время, когда кино в основном смотрели в кинотеатрах – закончилось. Специалисты предсказывают – дорогостоящие, зрелищные, амбициозные картины уже не смогут быть флагманами проката.

Вряд ли после эпидемии – когда бы это ни произошло — кинотеатры останутся в нынешнем виде. Наверное, там будут происходить особые события: фестивали, премьеры, показы музейного кино, киноклубы, встречи с актерами. Но массовое киносмотрение перемещается в онлайн. Появление онлайн-платформ с их богатыми видеотеками и увлекательными, а главное – свежими, только что испеченными — сериалами, неминуемо перераспределит зрительские предпочтения.

Уже идет активное производство относительно недорогого национального контента для платформ, а блокбастеры, возможно, будут снимать только для общемирового рынка или для больших национальных аудиторий. К каковым Россия не относится, увы. В нашей стране в кино ходит примерно 6 миллионов человек, и это число не растет уже много лет.

Кино будущего будут смотреть на индивидуальных устройствах и для них создавать. Домашний экран стал больше и четче, но появились и форматы для мобильных телефонов, они существенно меняют средства выразительности, способы сюжетосложения, даже игру актеров. Появляется синтез кино и видеоигр. И, кажется, скоро мы увидим неожиданные результаты. Хотя эксперименты пока не привели к прорывам, инструменты и концепции интерактивного кино активно развиваются.

Проблема в другом – кто за это будет платить. Государство сегодня платит за создание общенационального контента, российское правительство убедили в том, что общие истории и общие образы объединяют зрителей в граждан. Поэтому так охотно финансируются фильмы о победах – в спорте ли, в войне ли. Но для успеха таких фильмов нужно принуждение к смотрению. По телевидению ли, где программная сетка заставляет всех получать одну и ту же информацию в одно время, или в киноафише, которая тоже формирует общую повестку. В сети обеспечить единый поток событий очень трудно.

Профессиональные информационные каналы уже столкнулись с ростом непредсказуемого влияния инфлюенсеров. Как выяснилось, сети не глобализируют, а локализуют. Аудитория сетей собирается на «островах», где формируются группы по интересам, внутри которых курсирует та информация, которая комфортна и приемлема для данного сообщества.

Продать такие группы рекламодателям значительно труднее, а платить за подписки у нас не привыкли. К тому же в интересах платформ собирать большую аудиторию, а вот у публики все меньше оснований собираться вместе вокруг одного фильма, каждый – смотрит, что хочет, и в то время, когда ему удобно.

Проблема в том, что все, не имеющее статуса крупного события, стремительно дешевеет, а с уменьшением притока денег сужается и аудитория. Нет глобальной аудитории – уменьшается количество денег на производство, вот такая история про яйцо и курицу.

Сегодня все российские онлайн-платформы вышли на охоту за контентом, в борьбе за аудиторию скупают все, что есть. При этом крупные медиахолдинги повышают стоимость собственного производства и в результате на круг баланс, в лучшем случае, нулевой. Чтобы немного поправить ситуацию, многие онлайн-сервисы начинают транслировать спортивные соревнования, а также расширять аудиторию, возвращаясь к телевизионным форматам, но без телевизионного охвата распространения.

Возможно, что бум сериального производства, который сейчас происходит во всем мире, скоро завершится, оставив в наследство потомкам много устаревших историй. А наши дети и внуки будут сами сочинять и разыгрывать свои новые сказки, включая в них при помощи приложений к смартфонам, своих соседей по дому, транспорту или случайных знакомых с другого полушария.

Новости и материалы
Кандидата, зарегистрированного на выборах, не смогут объявить иноагентом
Назван опасный недостаток синтетического текстиля
На Украине рассказали об обстановке для ВСУ в районе Часова Яра
В ГУР Минобороны Украины назвали сроки начала мирных переговоров с Россией
В Калининграде ребенок попал в больницу с кровотечением после обрезания на дому
Ветеран ЦСКА заявил, что армейцы должны были побеждать «Зенит»
Село в Белгородской области подверглось атаке БПЛА
Певица Ханна призналась, что платит пятилетней дочери за хорошие оценки
Стало известно, сколько придется потратить жителю Подмосковья на продукты для кулича
Москвич избил сына ложкой для обуви, переломал кости и попытался выдавить глаза
Умер архангельский активист, который менял фамилию более 20 раз
Российский тренер заявил, что разочарован игрой «Зенита»
В Берлине произошел пожар на заводе оборонно-промышленной компании
Жулин сделал откровенное признание о Навке
Комитет ГД одобрил поправки, запрещающие иноагентам работать наблюдателями на выборах
Латвия возводит цепь опорных пунктов на границе с Россией и Белоруссией
В Госдуме одобрили поправки, ужесточающие закон об иноагентах
В Госдуме предложили продавать «красивые» автономера через «Госуслуги»
Все новости