Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Судебно-следственный большой театр

О чем говорит «дело Серебренникова»

В Мещанском суде Москвы продолжаются слушания по делу «Седьмой студии» режиссера Кирилла Серебренникова. Дошли до допросов бывшего генпродюсера «Седьмой студии» Алексея Малобродского. Оглашаются детали и подробности реализации проекта «Платформа», на который в 2011 году выделило деньги Министерство культуры. И чем больше таких подробностей, тем сильнее ощущение, что они мало интересуют затеявших этот процесс как показательный.

По делу в качестве обвиняемых проходят сам Серебренников, бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, ее бывший директор, бывший главный бухгалтер Нина Масляева (она единственна, кто признал свою вину, поэтому ее дело выделили в отдельное производство), бывший руководитель департамента господдержки искусства Минкультуры Софья Апфельбаум и бывший генпродюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова (она успела уехать за границу). По версии следствия, эта «преступная группа» похитили 133 млн из 214 млн руб., выделенных Министерством культуры с 2011 по 2014 год на развитие проекта «Платформа». В рамках которого за три года было проведено много мероприятий, включая несколько спектаклей. Все они пользовались зрительским успехом. Если верить следствию, то весь проект в течение трех лет был «сделан» за примерно 80 млн рублей, а остальное было украдено.

Но вот только где эти миллионы? Притом, что доллар тогда стоил не 65 рублей, а в два раза дешевле. На что они были потрачены? Где роскошные квартиры, машины, золото-бриллианты? Даже откатов чиновникам, как это часто бывает в случаях выделения денег, и то не просматривается. Или они были, но следствие о них умалчивает?

Из материалов дела, уже оглашенных в суде, видно, что обвиняемые, обсуждая выделение тех или иных сумм на гонорары артистам или постановку спектаклей, не думали о том, как бы «попилить» и положить себе в карман. Этого как-то нет. Они решали чисто практические задачи финансирования проекта и отдельных его составляющих в условиях, когда это финансирование поступало неравномерно. В том числе за счет обналичивания средств, каковое теперь правоохранители почему-то приравнивают к воровству.

Иногда — и это тоже видно — приходилось вкладывать свои деньги. Иногда приходилось обналичивать через «дружественных» предпринимателей, чтобы заплатить гонорар, к примеру иностранному актеру. Из материалов дела лучше всего видна как раз не преступная корысть и злой умысел Серебренникова и его «подельников», а непролазное «кафкианство» российской бюрократии в части финансовой отчетности. И это знают совершенно все, кто сталкивается с бюджетным финансированием. Особенно с бюджетным финансированием искусства. Особенно, когда дело идет о сложных проектах. В этом смысле в положении «Седьмой студии» могут в любой момент оказаться буквально все, кто работает с бюджетными деньгами в области культуры. Просто раньше уголовные дела заводили, когда, скажем, музейные работники «нецелевым образом» использовали средства для чаепитий в музеях в рамках работы с посетителями, а теперь добрались и до маститых мастеров.

Ну, видно же, что не стыкуются правила этой отчетности с той сферой, где работает такой нестандартный и талантливый человек, как Серебреников. Начать с того, что для получения денег от Минкульта надо бы заранее «химичить» — образовывать фирму-прокладку, а точнее автономное некоммерческое общество (АНО). Так «удобнее», говорили чиновники. И они формально правы. И все прекрасно знали, что это вот «так удобнее» в дальнейшем будет подразумевать некие элементы «финансовой гибкости». И все прекрасно знают, что в этой и не только в этой сфере все так делают. Потому что иначе нельзя — завалишь проект.

Бюджетные деньги — и это всем известно, и не только в сфере искусства — выделяются крайне неравномерно. Как правило, бОльшая часть приходит к концу года (отчетность), а до этого крутись как хочешь. Бюджетные предприятия также известны тем, что могут месяцами не платить по контрактам с коммерсантами, которые перетопчутся. А тем, кто вовремя не платит, ничего не будет.

Однако теперь следствие и обвинение делают «незнакомые» официальные лица и отказываются понимать специфику отрасли. Они делают вид, что в проекте Серебренникова, который задумывался при совершенно другом руководстве Минкульта, нет никакой такой особенности. А потом нынешнее руководство, по словам Серебренникова (и ему почему-то веришь), деньги «куда-то забрало». Почему-то никто не спрашивает, куда и на что. Потому, что в этот момент, видимо, следствие и обвинение включают «понимание» деликатности момента. И вникают в «политический контекст», видимо. Видимо, тут команды «фас» не было. А применительно конкретно к Серебренникову, видимо, была.

Такое создается, во всяком случае, ощущение. Но кто ее отдал и почему, мы, скорее всего, никогда не узнаем.

В случае с Серебренниковым, опять же, создается впечатление, что обвинители и следователи действуют по принципу «друзьям — все, врагам — закон». Согласно второй его части. Решение по проекту «Платформа» принималось не только при другом руководстве Минкультуры, но и даже и при другом президенте, других кураторах внутренней и культурной политики. Имело это значение? Все, кто следит за театральной и околотеатральной сферой пристально и тем более профессионально, уверены, что имеет. Причем решающее. Как они уверены и в том, что потом какие-то ветры задули не туда, а посему режиссеру вдруг задним числом решили припомнить историю многолетней давности. И если «все так делают», это, конечно же, не значит, что при желании можно «закопать» любого.

И следствие не учитывает — не хочет — того, что те, кого обвиняют в хищениях и мошенничестве, изначально свои деньги вкладывали в проект. Видимо, из какого-то повышенного коварства. Чтобы потом украсть побольше. Не может же человек просто болеть за дело.

Согласно российскому законодательству, традициям, сложившимся в правоохранительных органах и судах, а также «кафкианским» правилам бухгалтерской отчетности, практически любое получение прибыли частным предпринимателем, особенно при работе с бюджетными деньгами, можно представить как мошенничество. До недавних пор все думали, что такая трактовка в исполнении силовиков практикуется в отношении «нелояльных» каким-то властям коммерсантов, работающих в сфере производства и услуг. Теперь, очевидно, добрались и до «культурки». Которая тоже трактуется как услуга. Согласно тем же в принципе, неписанным законам. Где есть «свои» и «правильные», а есть чужие и «неправильные». Где когда власть меняется на каком-то уровне — региональном, городском, министерском и так далее - это подразумевает смену одних «своих» на других, которые более «свои». Одних финансовых предпочтений на другие. Если не светиться и не возникать попусту, то о тебе просто забудут и денег больше не дадут. И никакой тендер-аукцион ты больше никогда не выиграешь. Потому что его конкретные условия пропишут не под тебя, а под того парня. А если не повезет и ты перешел кому-то дорогу, даже о том не подозревая, или, хуже того, проявил дерзость — мол, я талантливый, мне ничего не будет, то к тебе направят «докторов». Лечить по поводу неправильной ориентации в общественно-политическом пространстве.

Симптоматично, что отношение к «делу Серебренникова» в разных политических кругах — прямо противоположное. И это указывает на него как на дело именно политическое. Условные либералы указывают на то, что корыстного умысла явно не было, а были формальные нарушения в принципе неисполнимого в данных конкретных условиях бухгалтерского кодекса. Условные охранители твердят, что закон — один для всех, а потому режиссер с подельниками должны сесть. Причем ведь Серебренникову грозит до 10 лет.

И те, и другие понимают, что нет никакого «единого для всех закона». И те, и другие (из числа умных) понимают также, что когда точеные и выборочные репрессии доходят до сферы культуры, то это для общества в целом крайне тревожный знак. Когда чиновники и тем более следователи начинают рассуждать и судить о том, как, что и почем можно и нужно ставить, снимать и показывать, а что нельзя. И кому можно, а кому нельзя. Когда депутаты вместо того, чтобы принимать полезные стране и экономике законы, рассуждают о морали и культуре. Причем преимущественно в части, чего бы еще запретить. Когда дремучие провинциальные чиновники начинают выступать цензорами культурного пространства на подведомственной территории. И главными кураторами репертуарной политики. Это уже какие-то «последние времена», значит, наступают.

Новости и материалы
«Автор моего канала»: Ивлеева пошутила над Медведевым
США введут пошлины на китайские электромобили
В Петербурге задержали водителя каршеринга, который столкнулся с автобусом с 20 пассажирами
Бритни Спирс спровоцировала слухи о новых проблемах с психикой из-за ходьбы на руках
Началось пленарное заседание по вопросу кандидатуры Мишустина на пост главы правительства
Слуцкий предложил сделать Виктора Бута ответственным за авиацию
Microsoft выпустит для смартфонов свой аналог App Store этим летом
Губернатор Петербурга рассказал о работе специалистов на месте аварии с автобусом
Стало известно о пострадавших пассажирах упавшего в реку автобуса в Петербурге
Силуанов останется министром финансов РФ после смены правительства
В Госдуме призвали не аплодировать в случае утверждения Мишустина на должность премьера
Звезда «Ворониных» прокомментировала скандал с Ильюхиной
Литва хочет ввести санкции против РФ за «помехи» GPS над Балтийским морем
Власти Башкирии решили дополнительно обезопасить нефтекомплекс после атаки
Стилист Бородиной перечислил лайфхаки для колготок из капрона
Экономике Японии предрекли сокращение
Россиянку, пострадавшую от домашнего насилия, похитил из шелтера ее муж
Средства противовоздушной обороны РФ уничтожили дрон ВСУ над Белгородской областью
Все новости