Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Атака клоунов

Почему протесты против искусства принимают в России все более абсурдные формы

Российских клоунов оскорбила картина «Оно» по роману Стивена Кинга еще до ее выхода в прокат. И чем серьезнее настроены клоуны, тем абсурднее выглядит ситуация. Вот уж действительно: никто не дискредитирует российские запретительные законы, позволяющие атаки на «неправильное» искусство, больше, чем самые ревнивые сторонники такой политики и таких законов.

Сначала натуральный цирк вокруг еще не вышедшего и даже не готового фильма Алексея Учителя «Матильда» о романе последнего русского императора с балериной Матильдой Кшесинской устроила депутат Госдумы, экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская. А теперь дело дошло до цирка в буквальном смысле слова — на фильм «Оно» по книге Стивена Кинга с Биллом Скарсгардом в главной роли и лично на злого клоуна Пеннивайза ополчились российские клоуны.

Представители петербургского театра «Комик-Трест» решительно выступили против показа ленты в российских кинотеатрах. «Мы, клоуны с тридцатилетним стажем, заявляем — такие, с позволения сказать, «художественные» фильмы порочат честь нашей профессии и оскорбляют чувства клоунов нашей страны», — заявили в театре.

Даже сразу не поймешь — то ли это злая пародия на российскую действительность, то ли даже клоуны в нашей стране потеряли чувство юмора.

Причем не только питерские.

Против фильма выступил также директор Екатеринбургского цирка и по совместительству депутат заксобрания от «Единой России» Анатолий Марчевский, призвав жителей Свердловской области бойкотировать премьеру. По его словам, картина порочит профессию клоуна и наносит вред детской психике. «Я не считаю, что этот фильм принесет пользу нашим детям. Зато он может испортить праздник на всю жизнь: человек испугается и потеряет для себя великое искусство — цирк», — сказал Марчевский.

Как будто смысл искусства состоит только в том, чтобы приносить кому-нибудь пользу.

Кстати, интересно было бы посмотреть на человека, которого отвратил от цирка (далеко не самого популярного в России вида искусства) именно просмотр фильмов ужасов по Стивену Кингу. Скорее легче найти тех, кто избегает цирка из-за жестокости по отношению к животным в самих цирках — далеко не всем по душе идея выступления на манеже дрессированных зверей. Но буквально ассоциировать цирковых клоунов с персонажем Кинга пока, кажется, не приходило в голову никому в мире.

Марчевский заявил, что клоун — самый лучший друг для ребенка, и на этом доверии идет спекуляция. А также что не исключает создания международной коалиции клоунов для противодействия не только данной ленте, но и всем подобным фильмам. Притом, что Всемирная ассоциация клоунов, которую клоун и депутат Марчевский почему-то записал в свои союзники, отреагировала на фильм «Оно» принципиально иначе, чем их российские коллеги.

Как рассказала президент Всемирной ассоциации клоунов (WCA) Пэм Муди, они сделали подборку специальных материалов, чтобы подготовить членов WCA к выходу фильма. То есть занялись деликатной контрпропагандой. В частности, участникам ассоциации напоминают, что клоунское искусство нужно ценить и что клоуном нельзя стать, просто надев резиновую маску на Хеллоуин. Кроме того, WCA рекомендует не показывать такие хорроры, как «Оно», маленьким детям. Но — не призывает ни к какому бойкоту, не требует запретить фильм и не твердит об «оскорбленных чувствах клоунов».

Более того, по словам Муди, оригинальное «Оно», с которого все началось, представило концепцию этого персонажа, но на самом деле это не клоун. Он не имеет отношения к профессиональной клоунской работе. Тогда как российские клоуны почему-то решили, что Пеннивайз именно их реальный коллега, а не вымышленный персонаж.

С таким же успехом можно запретить к показу вообще все фильмы, где действуют отрицательные персонажи, исторические или вымышленные.

Как можно показывать на экране, например, фашистов — разве они не злодеи и не портят нашу психику? Или плохих врачей — это оскорбительно для людей в белых халатах. Уж не говоря про продажных полицейских, без которых, кажется, не обходится ни один российский сериал — или чувства полицейских менее ранимы, чем чувства клоунов, не говоря уже про чувства верующих, защищенные отдельным законом?

Психику людям портят не фильмы, постановки и выставки, а скорее панически-истерические по тону и содержанию реакции все новых и новых «оскорбляющихся» на фильмы, постановки и выставки.

И вот тогда 39-летний житель города Ирбита Денис Мурашов садится за руль УАЗа и таранит екатеринбургский кинотеатр «Космос», после чего выходит из автомобиля и бросает зажигательную смесь в здание кинотеатра. Во время допроса этот доморощенный «герой боевика» заявил, что таким образом он боролся с показом фильма «Матильда». Который, стоит напомнить, ни в этом кинотеатре, ни вообще нигде еще не показывали.

Следствие быстро выяснило, что мужчина состоит на учете у психиатра, и возбудило дело по «вегетарианской» статье «умышленное повреждение имущества, совершенное путем поджога». Хотя содеянное вполне тянуло на теракт.

Причем это далеко не первый случай проявления в России откровенной публичной дикости в отношении произведений искусства, спровоцированный заявлениями политиков и непосредственно связанных с властью людей и организаций. Так, в конце сентября прошлого года на выставке фотографий Джока Стерджеса в Центре фотографии имени братьев Люмьер 46-летний мужчина сначала нецензурно выражался, не реагируя на замечания сотрудников полиции, а потом облил неизвестной жидкостью из пластиковой бутылки фотографии в Белом зале галереи. Сам герой не признал вины, заявив, что действовал из чувства долга. По его словам, выставленные фотографии он облил «лечебной грязью из Крыма».

С психикой и у этого «героя» оказались проблемы, но «лечебная грязь» из всех щелей полилась гораздо раньше. В частности, ту же самую выставку за день до этого акта вандализма заблокировали члены провластной организации «Офицеры России». А ее председатель Антон Цветков на тот момент возглавлял один из комитетов Общественной палаты РФ.

Вот и реакция российских клоунов возникла не на пустом месте. Это прямое следствие российской политики по отношению к искусству и — шире — к культуре в целом. Чтобы довести такую политику до логического завершения, видимо, надо уже принять отдельные законы об оскорблении чувств людей всех профессий, конфессий и социальных групп. Например, аккурат навстречу фильму «Оно» быстренько подготовить и провести через наш покладистый парламент закон «Об оскорблении чувств клоунов».

И не стоит смеяться — в нашем цирке все очень и очень серьезно.

Новости и материалы
В Британии назвали сроки появления на Украине первых истребителей F-16
В Белгороде и Валуйках объявлена ракетная опасность
Специалисты «Ростеха» провели осмотр трофейного танка Abrams
Польский диссидент оценил вероятность вступления Польши в украинский конфликт
Мэр Харькова сообщил о взрыве в городе
Вице-канцлер Швейцарии внезапно умер в горах
На Украине заявили, что ВС РФ заняли за день в Харьковской области 30 квадратных километров
Супруга принца Гарри назвала Нигерию своей страной
Россиянам рассказали, как избавиться от отеков после майских застолий
На Украине рассказали об эвакуации жителей Харьковской области
Эрдоган назвал причину отмены визита в США
В Госдуму поступили кандидатуры на должности вице-премьеров и министров
В Израиле заявили о продолжении военной операции в Рафахе
В Воронежской области объявлена опасность атаки беспилотников
В ряде областей Украины объявлена воздушная тревога
В Госдуме назвали условие для мирных переговоров с Украиной
Президент Чехии призвал Европу противостоять России
Ученые превратили куриный жир в суперконденсатор
Все новости