Предстоящее Мосгордуме утверждение Сергея Собянина мэром столицы будет чисто формальной процедурой, в которой не найдется места конфликту и интриге. Драматичный сюжет, всю осень увлекавший в том числе и далеких от политики людей, завершен. Скучная реальность при этом никуда не делась.
Отставка Лужкова и назначение Собянина сами по себе не решают пока никаких московских проблем, ни внутригородских, ни связанных с ролью столицы как безусловного политического центра России.
Понятно, что главная задача нового главы московской администрации – подвести мегаполис к выборам конца следующего года и весны 2012-го в стабильном, хорошо контролируемом состоянии. Решение этой задачи облегчается тем, что у Собянина не будет никаких проблем во взаимоотношениях с федеральным центром. Надо полагать, ему достаточно легко будет решать и вопросы с руководством Московской области: ее губернатору Борису Громову во всех возможных спорных моментах останется только взять под козырек.
Центральные темы в связи с необходимостью обеспечить стабильность в ближайшие полтора года – это, безусловно, социальная сфера, установление новых правил игры для чиновников и бизнеса и состояние инфраструктуры, прежде всего транспортной.
Что касается неизбежного перераспределения влияния в бизнес-сфере, такая задача должна быть по плечу опытному администратору. Хотя бы потому, что никто не желает эксцессов при переделе — даже те, кто в этой ситуации скорее потеряют, чем приобретут. Легендарная же (во всех смыслах) московская коррупция обретет новые, возможно, более скромные формы с тем большей легкостью, что политический вопрос решен, а лишнее упрямство тут себе дороже.
Трудно представить, чтобы у близкого к Путину Собянина могли возникнуть сложности и в социальной политике, московские особенности которой обеспечивают симпатии пенсионеров и дотируемых бюджетников. Достаточно сохранять существующий общественный контракт, заключенный с ними лужковским правительством.
А при необходимости всегда можно прибегнуть к помощи федеральных денежных властей, которые в новой конфигурации не смогут не пойти навстречу нуждам Москвы, даже если это ухудшит ситуацию в России в целом.
Гораздо сложнее дело обстоит с транспортной инфраструктурой. Не только специалисты, предупреждающие о наступлении коллапса в этой области, но и московские обыватели наблюдают здесь стремительное ухудшение дел. Возникает вопрос: как долго Москва способна существовать в нынешнем полупарализованном состоянии? Между тем какие-либо решительные действия по этой части обречены быть, мягко говоря, непопулярными. Нет, конечно, пробки никому не нравятся. Но даже просто акцент на расширение дорожной сети в Москве мало того что затронет многочисленные коммерческие интересы (снос торговых центров у транспортных узлов, перенос офисов и т. п.), но и, как всякое строительство, усугубит проблему в краткосрочном плане.
Что уж говорить о необходимом, но социально опасном запрете бесплатных парковок, об ограничении въезда в городской центр и в целом о политике, направленной на удорожание пользования личными автомобилями?
А для системного решения задачи нужно еще изменять сам характер транспортных потоков, то есть выводить на окраины рабочие места, в том числе (а может быть, и прежде всего) клерков и бюрократов. Но и это не поможет, если одновременно не усилить связность, отсутствие которой заставляет даже между окраинами города передвигаться с заездом на третье кольцо.
Вице-премьер Шувалов пообещал, что Собянин сразу же начнет «превращать Москву в другой город». Это вряд ли. Практическая сложность, высокая конфликтность, а главное, неизбежно низкая популярность подобного рода решений заставляют сомневаться, что в ближайшие полтора года в этом направлении будут сделаны решительные шаги. Скорее всего, дело ограничится разного рода обсуждениями, слушаниями – другими словами, поощрением гражданской активности (что тем более полезно при необходимости сохранения заглушки на активности политической), но без конкретных последствий. В расчете на то, что окончательно за это время Москва не встанет.
Не стоит ожидать смелых инициатив и по другим, менее наглядным, чем транспортный, но таким же взрывоопасным вопросам – ЖКХ, организации потребительского рынка и т. п., где рациональный подход тоже требует малопопулярных конфликтных решений.
Другое дело, что по окончании периода, необходимого для решения вопроса о власти, все эти непопулярные меры придется принимать — и тем более жестко, чем больше скажется на ситуации упущенное время.
Но сейчас главное – удержать Москву.