На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Разделенные верой

Социологический опрос, посвященный браку и семье, наглядно продемонстрировал рост ксенофобии в стране

Результаты «брачного» соцопроса показывают, насколько вырос уровень ксенофобии в стране за постсоветское время.

В России торжественно отметили День семьи, любви и верности. Богослужение в Свято-Троицком монастыре Мурома, на котором присутствовала супруга президента Светлана Медведева, возглавил патриарх Кирилл. Православный ответ на день святого Валентина получился не вполне симметричным.

На Западе празднуют любовь романтическую, а у нас семейную, укорененную в православной традиции.

Образцом для подражания служат в данном случае опиравшиеся на свою нерушимую веру и потому преодолевшие все трудности святые Петр и Феврония, на день которых и приходится новоиспеченный праздник.

Накануне социологи решили выяснить, что россияне полагают самым важным препятствием для брачных уз. Оказалось, что респондентов не слишком смущают такие, казалось бы, важные вещи, как разница в возрасте, образовании, даже в доходах (вот и верь после этого разговорам о повальной коммерциализации отношений между полами). Разную национальность супругов не одобряют треть участников опроса. Но сильнее всего настораживает публику различное вероисповедание жены и мужа. В благополучие такого брака не верит половина опрошенных. Почему именно религиозный фактор вышел в опросе на первый план?

Вообще говоря, межрелигиозных (в точном смысле этого слова) браков не существует в природе. О них можно говорить лишь в кавычках: даже для венчания христиан, которые принадлежат не к одной конфессии, требуется разрешение церковных властей.

Людей же с разной верой не станут сочетать браком ни в церкви, ни в мечети, ни в синагоге. Одному из них надо ее непременно менять, а следовательно, брак уже нельзя будет назвать межрелигиозным. Получается, что это просто фантом, порожденный негативным образом чужой веры.

Но более или менее понять, что имеют в виду респонденты, все же несложно.

В советские времена верующие подвергались дискриминации. Поэтому открыто заявлять о своей вере было не принято, а то и опасно. Да и верующих было сравнительно немного — пожилые люди да присоединившаяся к ним в шестидесятые годы горстка интеллигентов, для которых это был способ выразить свое несогласие с режимом. Выражали его в основном на кухнях, изредка рискуя выбираться в храмы. Подчеркнутая демонстрация своей религиозности могла поставить крест на карьере. Уже в начале 80-х моего коллегу по академическому институту хорошо относившийся к нему начальник просил не ходить на службы в московский храм, а уезжать «для отправления своих религиозных потребностей» куда-нибудь в Подмосковье.

Человек, желающий сделать карьеру, должен был вписаться в секулярные правила советской жизни прежде всего в быту, то бишь в семейной жизни. Поэтому связать свою судьбу с кавказцем или выходцем из Средней Азии было, как правило, не страшно. Если он хотел жениться на представительнице титульной нации (а для кавказца или выходца из Средней Азии «русскими» были и украинки, и белоруски и даже литовки с эстонками), то чаще всего это означало стремление к ассимиляции в советском обществе, а вовсе не желание увезти жену в далекий аул или заточить в четырех стенах по месту прописки. Количество межнациональных браков росло год от года.

После крушения атеистического режима ситуация резко изменилась. Посещать православные храмы стало не только возможно, но порой и полезно для карьерного роста. Посещение мечетей и соблюдение законов шариата стало важным средством национальной и религиозной идентичности. Открытая демонстрация веры сопровождалась и соответствующими поправками в бытовом поведении.

Достаточно, чтобы один из супругов вспомнил о своих религиозных корнях, чтобы брак начал давать трещину. Ведь религиозные различия, в отличие от национальных, сразу бросаются в глаза.

Если муж ест только халяльную пищу, а жена питает непреодолимую страсть к свиным отбивным, брак может быстро закончить свое существование. Одни ходят в церковь, другие в мечеть, третьи в синагогу, четвертые в молитвенный дом. Иные нравы, иные порядки, даже одежда иная в некоторых случаях.

К тому же неофиты особенно усердствуют в соблюдении обрядовой стороны своей веры. А после десятилетий атеистического режима в церкви хлынули в основном неофиты. Православные стали выставлять свою веру напоказ. Некоторые представители мусульманского меньшинства стали предпочитать наиболее жесткие формы ислама. Для большинства немусульманского населения России «человек другой веры» — прежде всего мусульманин. Шедшая много лет война в Чечне, нестабильность в кавазских регионах России, громкие теракты, осуществленные представителями исламской общины, - все это в обывательском сознании поставило знак равенства исламом и экстремизмом. И это, конечно, не могло не сказаться на результатах опроса.

Страх перед чужой верой порождает целый фольклор, в котором матримониальные неудачи обрастают всякого рода страшилками.

Девушка выходит замуж за дагестанца. Он везет ее на смотрины родителям, а потом уговаривает остаться. Оказывается, что она у него не первая: там уже другая жена живет, а через год он заводит и третью. Беременную заставляет работать, а когда она с ребенком бежит домой, догоняет и убивает. Это похоже на «байки из склепа», но возникают они не на пустом месте. Обычно в этих байках в роли жертв выступают женщины. В нашей патриархальной культуре считается, что муж обязан принудить жену принять свои взгляды и обычаи. Но порой страдальцем оказывается и мужчина. Супруга не выполняет религиозных предписаний, одевается вызывающе, не подчиняется. На нее нельзя положиться ни в чем. И самое ужасное — она не блюдет святых законов супружеской верности.

Именно семейная жизнь – это та область, в которой страх перед религиозными различиями проявляет себя особенно сильно. И именно результаты «брачного» опроса впечатляюще и наглядно показывают, насколько вырос уровень ксенофобии в нашей стране за время, прошедшее со времен крушения советской власти. Ведь для того чтобы исчислить недоверие, а точнее неприязнь к чужому образу жизни, надо к процентам неодобрения межрелигиозных браков прибавить процент недоверия к бракам межнациональным. И тогда мы увидим поистине пугающее двузначное число.

Новости и материалы
Бывший министр ДНР погиб в зоне СВО
Стало известно, как внешний вид гениталий влияет на восприятие женщин
Ученые предупредили об опасности тусклого света по утрам
Семья баскетболистов избила судью на отборочном этапе Кубка России 3х3
Раскрыто, зачем Киев вводит в заблуждение об обстановке на фронте
Певица Ханна потратила на новогодний декор более 3 млн рублей
«Среди жертв есть наши соотечественники»: в МИД России осудили теракт в Австралии
В США увидели «открытость» России к вступлению Украины в ЕС
В Краснодарском края дочь похитила у ветерана СВО более 2 млн рублей
Мерц призвал Россию объявить рождественское перемирие
Обвиненный в домашнем насилии боец Топурия не станет ближайшим соперником Махачева
Назван неожиданный фактор, вызывающий проблемы в сексе
Ученый рассказал, как распознать и что делать при обморожении кожи
В Нижегородской области мужчина лишился 13,5 млн рублей после звонка о замене счетчиков
Российский Су-57 назвали «отличным истребителем для авиашоу»
США ждут от Киева решения территориального вопроса
Соболенко второй раз подряд признана игроком года по версии WTA
В список террористов и экстремистов внесли более 10 бойцов ВСУ
Все новости