Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Москва без слез и Золушек

Почва для создания сказки про Золушку нулевых сейчас самая благодатная

За тридцать лет после премьеры народной мелодрамы «Москва слезам не верит» в изменившемся российском обществе так и не сложилось общее представление о жизненном успехе, что дало бы повод для появления новой всеми любимой сказки о Золушке отечественного пошива.

Фильмы советского периода — наши национальные герои. Их юбилеи отмечают шумно. Даты здесь не повод для ссор, но возможность совместно умилиться и вспомнить. Как молоды мы были и искренне любили… Кино «Семнадцать мгновений…», «Иронию..», «Москву слезам не верит», тридцатилетие выхода на экраны которого вот-вот отметит страна.

«Москва...» — народная мелодрама, которую смотрели миллионы. Иначе, впрочем, в то время кино и не смотрели. Только миллионами. Есть тут оговорка – зрители эту свою «Москву…» действительно любили. Несмотря на гримасы критиков и вручение «Оскара».

Это только с дальнего расстояния кажется, что «Москва» — фильм об исключительно женском успехе в советской жизни. Если присмотреться, можно разглядеть на выбор несколько моделей. Пропагандистская версия успеха — в нашем государстве директором фабрики может стать современная лимитчица. Мужская — можно пить три дня, работать простым слесарем, и все кандидаты с докторами и бабы будут твоими. Кое-что перепало подросткам. И всем вместе — бородатый анекдот про Диоклетиана, капусту и то, что ты сам определяешь, в чем твой успех.

Низовая, обывательская, человечная модель карьеры – выучился, стал ученым, сел в машину, обставил квартиру – подвергалась сомнению. Не надо вообще ни к чему тянуться, прыгать выше головы, обставлять конкурентов. Можешь быть директором и вырастить в одиночку дочь. Но счастлива будешь только с Гошей – настоящим мужиком, который принимает решения на том простом основании, что он – мужчина.

Если пройтись по советской истории вкупе с историей советского кино – представлений и картин об успехе в жизни наберется не так уж много.

До войны – грубые пропагандистские штампы типа «Члена правительства» («Вот стою я перед вами, простая русская баба»). Как бы в альтернативу к ней – советские кальки Голливуда на темы музыкальных успехов – «Музыкальная история», «Веселые ребята». В них тема личных усилий в достижении успеха вообще не рассматривалась. Любил народ это кино. Герои как угодно могли париться, чтобы влезть на вершину сцены и пьедестала – с тебя-то лично что возьмешь – ни голоса, ни супермускулов у тебя с детства не было. Так что отвалите и не мешайте наслаждаться.

На фоне этих немногочисленных до- и послевоенных вариаций на темы жизненного успеха «Москва слезам не верит» и в самом деле была как бы «кино про нас». При всей придуманности персонажи фильма были такими же советскими, как и влюбленные в них зрители. С двойной моралью, тяге к культуре и серванту одновременно. И в абсолютной уверенности, что для них материальная составляющая в жизненном успехе уступает душе и чувству. Во всяком случае,

если бы в конце семидесятых в СССР были соцопросы, респонденты, не задумываясь и абсолютно искренне, деньги как составляющую жизненного успеха поставили бы на последнее место. И были бы уверены, что так вот они и считают.

Прошло тридцать лет. Мир любителей истории про Гошу с Катериной перевернулся как минимум дважды. Сегодня они и их дети, отвечая на вопрос социологов о составляющих жизненного успеха, на первое место, не смущаясь, ставят деньги. Тут же рядышком – семейное благополучие, которое также без денег не представляется. Уважение окружающих и самореализацию (чего добивался и добился в жизни настоящий мужик Гоша) в успех записывают лишь двое из ста. При этом

почва для создания сказки про Золушку нулевых самая благодатная – большинство опрошенных уверены, что достигшие жизненного успеха и благополучия обязаны этим случаю и судьбе, а вовсе не собственным усилиям.

Вот просто бери и снимай. Только не «Москва слезам не верит-2» (знаем мы, что из этих ремейков получается). А какую-нибудь новую мелодраму по старым добрым голливудским лекалам. Тем более что доверчивость соотечественников к сказкам нисколько не уменьшилась. Что и подтверждает история нашего отношения к реальности в кризисе.

То есть все предпосылки для новой всенародно любимой картины о том, как герой покоряет вершины успеха, есть. А картины нет. И дело тут, кажется, не в недостатке желающих ее снять (попыток сотворить что-то подобное было немало). А в количестве желающих такое кино смотреть. И любить.

Зрителю восьмидесятых легко и приятно было принять фильм, в котором объяснялось, что успех без любви не даст счастья. Потому что ничего такого недоступного и желанного в безлюбовном успехе главной героини для зрителя не было. Ну, директор фабрики. Подумаешь. Ее подружка варит на даче варенье и ездит вместе с мужем на стареньком «Москвиче». А счастлива (и, значит, успешна) не меньше. А мы ездим на электричке и в метро на работу каждый день, и, значит, у нас куда больше шансов встретить там будущего мужа Гошу (в письмах в «Работницу» поклонницы фильма так и писали: «Мне кажется, мой Гоша едет в следующей электричке»).

Сегодня мы без денег успеха не понимаем. Успех без любви, детей и семьи неполон – это принимается. Формула: успех есть деньги плюс любовь – тоже. А вот успех минус деньги – какой же это успех? А снимать и собрать всеобщую любовь к мелодрамам с такими заходами мешает только одно. Убеждение, что подобный успех нам абсолютно не доступен.

Перенести такое можно только одним способом.

Можно принимать всю эту гламурность, рекламную гонку, жизнь и драмы звезд. Можно набивать рейтинги сериалам, шоу и фильмам на эти темы. Но любить их нельзя.

Сказку о лимитчице, выбившейся в бизнес-леди, смотреть будут, а любить — нет. В сказку о бизнес-леди, успех которой в том, что она отказалась от бизнеса ради любви, – никто не поверит. Сказка о Золушке, так и не получившей успеха в его денежном выражении, зато состоявшейся в скромной семье мужа-шофера или непризнанного писателя, – отстой для лузеров.

В нынешней России представление людей об успехе – это не какой-нибудь там фрейдистский прыщик, выросший из детских обид. Это тяжелейший невроз, замешанный на любви и ненависти к богатым и знаменитым, желании стать такими же и понимании невозможности этого достичь.

Мы могли бы принять успех в версии трагедии или драмы. Но фильмы с пометкой «драма», как известно, смотрят одни неудачники и пенсионеры из интеллигентов по каналу «Культура».

Так что лучше не думать об успехе. Ни о личном, ни о претендующем на всеобщую любовь по мотивам старых советских фильмов. Лучше уж с ностальгической слезой посмотреть в очередной раз и юбилейный год последнюю советскую сказку о Золушке-директоре фабрики, нашедшей принца-Гошу в пригородной электричке.

Может быть, и сегодня каждый увидит там свою версию вполне достижимого успеха. Женщины – сказку о настоящем мужике. Мужчины – легенду о том, что самый мелкий клерк в офисе может заслужить своей работой благодарность топ-менеджеров…

Если же интересно, куда ушла народная любовь годы спустя после премьеры фильма-юбиляра и какие темы ее заслужили, – обратитесь к спискам самых популярных фильмов последних двух десятилетий.

Возглавляет его телесериал «Бригада» и фильмы про «Брата». Это кино про то, как восторжествовала наконец справедливость и добившиеся успеха путем неправедным (а иным путем, по общему убеждению, у нас его и не добиваются) были наказаны.

Новости и материалы
В Минкульте уточнили неполучение фильмом с Ургантом прокатного удостоверения
Волгоградца, удерживавшего пятерых детей в квартире, отправили под стражу
Оксана Самойлова в микрошортах отправилась в Лувр с мужем
В голове Кеннеди-младшего нашли червя
В Греции отказались поставлять Украине системы ПВО
В посольстве РФ высказались об ограничительных мерах Британии против РФ
Клиенты обанкротившейся FTX могут получить вложенные средства обратно
В аэропорту Шереметьево пьяный пассажир опоздал на рейс и избил пограничника
Главы государств ЕАЭС приняли решения по углублению сотрудничества
Названо число концертов, которые российские артисты дали на СВО
Российского пенсионера заставили извиняться за прослушивание «фашистской» музыки
Детский сад заплатил 50 тысяч рублей компенсации за грубое обращение с ребенком
Российского спортсмена лишили нейтрального статуса за лайки под видео с Путиным
Еврокомиссия подтвердила соглашение об экспроприации доходов от активов России
На Украине повреждена крупная ГЭС
Пескова позабавил дипфейк с его благодарностью Дурову
В Ростове школьник угнал у отца машину и устроил ДТП
Украинка спасла актера Смоктуновского после побега из плена
Все новости