Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Зайцы Центробанка

То, что для нашего ЦБ низкая инфляция, для европейского ЦБ — критический предел.

Дискуссия о курсе и инфляции идет уже довольно долго, и все от нее, наверное, подустали, поскольку подвижек не видно ни в денежной сфере, ни в головах участников, ни в общественном мнении. И «антиинфляционисты», и «девальваторы» приводят массу аргументов, но пока ни одна сторона не может взять верх.

Есть еще к тому же и промежуточная позиция, олицетворяемая официальными документами Центробанка и заключающаяся в том, что вполне можно гнаться за двумя зайцами, то есть и поддерживать «отечественных товаропроизводителей», и снижать инфляцию.

Спор этот в высшей степени не нов не только для России. Речь даже идет не о выборе между инфляцией и курсом, а о связи инфляции с экономическим ростом и способности инструментами Центрального банка воздействовать на последнее, пусть и за счет первого. В девяностые годы в нашей стране это выражалось в дискуссии между «монетаристами» и «кейнсианцами» (закавычено, поскольку к исходным экономическим теориям выражаемые сторонами воззрения имели не совсем прямое отношение). В мировой практике и экономической мысли были промежутки времени, когда та или иная точка зрения побеждала или находила эмпирическое подтверждение. Знаменитая кривая Филлипса говорила об обратной связи безработицы и инфляции на почти 100-летнем периоде и являлась мощным аргументом сторонников монетарного стимулирования экономики. Однако в 60-х Милтон Фридман со товарищи стали доказывать, что это делать бессмысленно, а в 70-х и на практике выяснилось, что ускорение инфляции вполне может соседствовать с экономическим застоем, каковое соседство получило название «стагфляция». Где-то здесь и произошел разворот в умах, когда стало преобладать мнение, что центральным банкирам не обязательно забивать себе голову проблемами реального сектора, так как в этой области они особенно ничем помочь не могут, а сосредоточиться на инфляции. Примерно так и поступили, и когда к 90-м многим странам удалось инфляцию одолеть, выяснилось к вящему удовольствию сторонников вышеуказанных взглядов, что экономика может вполне динамично расти и при стабильной низкой инфляции. То, что инфляция не всегда положительно влияет на рост, в это же самое время отчетливо показала наша страна, где гиперинфляция сопровождала глубочайший экономический спад.

Так, собственно, и сформировался сегодняшний мейнстрим, когда основной целью центральных банков по всему миру стало удержание инфляции в рамках, соответствующих ценовой стабильности (как правило, до 3%).

Весь этот исторический экскурс совершен не для того, чтобы уязвить наш ЦБ и сказать, что в мире все уже по этому поводу договорились и нечего дурака валять. Хотя мне эта точка зрения близка. На самом деле не совсем договорились.

Оптимистичные девяностые закончились, и перед ведущими странами снова возникли проблемы. Идея, что можно воздействовать монетарными методами на экономику, никуда не ушла, хотя и необходимость удерживать низкую инфляцию пока открыто не подвергается сомнению. В результате коллеги ЦБ РФ также попали в несколько затруднительную ситуацию. Особенно отчетливо это демонстрирует Европейский центробанк. Реальные показатели в зоне евро, мягко говоря, не впечатляющие. По первому кварталу годовые темпы роста ВВП составили 1,3% на фоне безработицы 8,9%. Ситуация плохая уже давно, и особого улучшения не просматривается. Искушение использовать денежную политику для подстегивания экономики велико и отражается в появляющихся время от времени призывах понизить курс евро или опустить процентную ставку, что по большому счету одно и то же. Даже представители МВФ, известного своей приверженностью к жесткой денежной политике, на этой неделе начали что-то мямлить, что, может, в третьем квартале ЕЦБ придется на это пойти. Теперь посмотрим на другую сторону — инфляцию. По нашим меркам ее просто нет — 2% в годовом выражении. Казалось бы, да черт с ним! Можно поэкспериментировать и попробовать помочь реальному сектору. В случае чего отыграть обратно по-быстрому. Однако инфляции нет только в нашем понимании. А в документах ЕЦБ 2% — это верхний допустимый предел, и выходить за рамки — это подорвать доверие к своей политике. Желательно даже чуть-чуть отойти от границы, что достигается путем повышения процентной ставки.

В результате такой двусмысленной ситуации ЕЦБ уже давно не в состоянии принять никакого решения.

<1>Ключевые ставки остаются неизменными с 6 июня 2003 года, то есть уже больше двух лет. Поскольку инфляция все-таки находится в рамках установленных границ (хотя в некоторые месяцы выскакивала и выше), то политика ЕЦБ, наверное, оправданная. Однако если вдруг рост цен ускорится, что будет делать ЕЦБ, совершенно непонятно. То ли будет сделан какой-то выбор, то ли он впадет в глубокий ступор.

Председателю Гринспену сейчас чуть полегче, чем европейским коллегам. Темпы экономического роста в США повыше будут, а жесткими формальными ограничениями по уровню инфляции ФРС не связана. Однако и здесь некоторые проблемы — темпы хоть и неплохие, но имеют тенденцию к припаданию, а потребительские цены, наоборот, к росту. Тоже может возникнуть проблема выбора.

Делать выбор — это и есть политика. И быть готовым ответить за результат. Я уже говорил, что в этой статье не собираюсь критиковать Банк России, но, в конце-то концов, ему уже пора определяться с тем, что именно он собирается делать.

Пробовать стимулировать экономику дешевым рублем и низкими ставками или с помощью крепкого рубля и высоких ставок тормозить инфляцию.

И проблема эта перед ним стоит острее, чем перед ЕЦБ, которому, в отличие от ЦБ РФ, все-таки удается удерживать свои плановые ориентиры.

Новости и материалы
Финансист допустил ослабление рубля после 28 мая
Ученые раскрыли тайну эволюции «щенячьего взгляда» собак
Молдавия и ЕС заключили соглашение по безопасности и обороне
В Европе признали, что регион еще не достиг полной независимости от российской энергетики
На Аляске лосиха затоптала мужчину, пытавшегося сфотографировать детенышей
Путин анонсировал увеличение числа участников программы «Время героев»
Бузова объяснила, почему не создает продюсерский центр
Vivo представила смартфон с флагманским процессором дешевле 40 тысяч рублей
Лавров заявил, что Запад хочет «подмять Восток под себя»
Анна Банщикова вернулась к образу бойкой следовательницы на съемках «Ищейки»
Советники Трампа встретились с Нетаньяху
Около трех тысяч украинских заключенных подали заявки об отправке на фронт
Макрон отправится в Новую Каледонию
В Германии подростки с ножами напали на 15-летнего украинца
Эксперт указал на странную деталь в требованиях Зеленского по Patriot
Ученые создали электронику, способную работать в экстремальной среде Венеры
Российский школьник отрезал себе ногу, работая в огороде
Стала известна примерная стоимость бюджетной версии iPhone
Все новости