Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Прокричит ли «красный петух»? Чего ждать от 2005 года

Для Кремля задачей 2005 года станет контроль над нефтяным экспортом, а главным социальным испытанием для власти будет монетизация льгот.

Накануне праздников ведущий аналитик компании Morgan Stanley's Байрон Вин составил свой список 10 вероятных неожиданностей 2005 г., опубликованный венской газетой Der Standart. Аналитический центр составляет подобные списки каждый год, и из наиболее известных его сбывшихся прогнозов — обвал рынка хай-тек в 2000 году и прыжок цен на нефть в году прошлом.

Относительно цены нефти в 2005 г. Байрон Вин предлагает быть готовыми к ее резким колебаниям — падению до $30 за баррель и взлету аж до $60.

После чего американцы могут принять решение о разработке нефтяных запасов на Аляске. Кроме того, аналитики ожидают, что правительство Буша не сможет обеспечить проведение политики сильного доллара и его курс к евро составит 1,50. Несмотря на это, дефицит торгового баланса США будет увеличиваться. Основные тенденции в азиатском регионе будут развиваться в той же логике, что и в последние годы: рост китайской экономики на 9% в год, укрепление иены и стагнация японской экономики в связи с высокими внутренними ценами на фоне низких цен в других странах региона. Ожидается и продолжение тенденции роста цен на сырье.

Наиболее радикальным и неожиданным выглядит «русское» предсказание аналитика.

По его мнению, в России следует ожидать резкого падения поддержки президента Путина, падения рынка ценных бумаг на 25%, резкого ослабления рубля, коррупционных разоблачений в высших эшелонах политической власти и, как следствия, даже «второй русской революции».

Действительно, чего можно ждать от 2005 года?

Первое крупное международное событие нового года — избрание Махмуда Аббаса на пост главы Палестинской автономии — дает надежду на то, что ситуация в зоне ближневосточного конфликта сдвинется с мертвой точки. Разумеется, требования палестинской стороны выглядят неприемлемыми для Израиля, а Аббасу придется маневрировать между переговорной позицией и палестинскими радикалами, не признавшими его в качестве лидера Палестины. Однако в долгосрочной перспективе Аббасу необходим прогресс мирного процесса. И стороны, освободившись от фактора Арафата, имеют определенное пространство для маневра.

Напротив того, прошедшие накануне Нового года выборы в оккупированном Ираке вряд ли приблизят страну к миру. Потенциал иракского сопротивления выглядит отнюдь не исчерпанным, и США едва ли удастся добиться стабилизации положения. Эта ситуация, в свою очередь, имеет непосредственное отношение к России.

Пока иракский кризис не преодолен, Буш едва ли решится на резкие и решительные шаги в отношении своего «друга Владимира», несмотря на требования демократов и американской общественности, возмущенной и обеспокоенной неадекватными поступками российского президента.

Вместе с тем отношения между Москвой и Западом все же ждут серьезные испытания. Карпатская декларация Ющенко — Саакашвили определенно свидетельствует, что два политика, пришедшие на свои посты в результате двух революций на территории бывшего СССР, намерены создать ось противодействия путинской политике и российскому влиянию на пространстве доживающего последние дни СНГ. Ось, которая, вне всякого сомнения, получит поддержку Запада и станет одним из главных раздражителей для Кремля в следующем году.

Центральной внутрироссийской проблемой Кремля останется завершение начинаний 2004 г., а именно — тем или иным путем сосредоточить в своих руках контроль над большей частью экспорта российской нефти.

Путем либо огосударствления компаний, либо установления контроля над ними посредством старой технологии, когда компания экспортирует нефть через строго определенных трейдеров, входящих в бизнес-окружение Путина. Процесс этот вряд ли будет вполне гладким. Степень раздражения и внутри России, и вне ее кремлевской «аферой года» (как назвал Андрей Илларионов события вокруг «Юганскнефтегаза»), а также острые разногласия внутри Кремля по поводу контроля над захваченными активами, скорее всего, приведут к тому, что информация о непубличных околокремлевских бизнесменах будет все более просачиваться в прессу — российскую или зарубежную.

Главным социальным испытанием для Кремля станет, очевидно, монетизация льгот.

Первые срывы системы, приведшие к несанкционированным выступлениям пенсионеров в Химках, Питере и Самаре, свидетельствуют, что административная машина слаба и плохо управляема, и спровоцировать кризис достаточно легко. При этом слишком уповать на новый порядок назначения губернаторов как на надежное средство контроля над бюрократической машиной на местах вряд ли стоит. Валентину Матвиенко трудно заподозрить в антикремлевском саботаже, однако это не избавило родной город Путина от первых кризисов.

По всей видимости, главный кремлевский смутьян — экономический советник президента Андрей Илларионов — будет уволен. Однако это не решит системной проблемы путинской администрации — острого конфликта внутри правительства министров финансово-экономического блока и премьера Фрадкова и конфликта внутри администрации президента, остро проявившегося в борьбе за схему перехвата управления над «Юганскнефтегазом».

От начинающегося года следует ожидать и наступления Кремля на печатные и электронные СМИ, а также гражданские независимые организации после создания так называемой Общественной палаты.

<1>С одной стороны, запущенный процесс бюрократизации общественной жизни развивается уже по своей внутренней логике — здесь будут делаться карьеры и осваиваться ресурсы (благо их у нынешних рулевых российской экономики и политики все прибавляется). С другой — «оранжевый синдром» станет одним из главных факторов для мнительного и не уверенного в себе российского президента во внутренней политике.

Наконец, с большой долей вероятности можно предположить, что замедление темпов роста, негативные ожидания рынка и ослабление либералов в правительстве и президентском окружении подтолкнут Кремль к интервенциалистской экономической политике — попытке подтолкнуть хозяйственный механизм путем масштабных госинвестиций.

Социологи и аналитики все же в основном склоняются к тому, что в нынешней ситуации и при нынешней ценовой конъюнктуре серьезные потрясения России в 2005 г. не грозят.

Российский «красный петух» в год Петуха, будем надеяться, не прокричит. А предсказание Байрон Вина станет одним из тех, которое компания запишет в свой пассив.

Однако не стоит забывать, что крайняя разбалансированность политической системы в результате «укрепления вертикали» и эрозия бюрократической машины в результате ее усиленной ресоветизации способны давать поистине непредсказуемые результаты. А негативные успехи путинской администрации 2004 г. демонстрируют, что она еще на многое способна.

Новости и материалы
Армия России уничтожила склад с боекомплектом ВСУ в Харькове
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Викулово за ночь не увеличился
Месси совершил пять результативных действий за матч
В МИД Белоруссии объяснили реакцию Литвы на заявления об атаке беспилотников
Девятимесячный ребенок проглотил иглу и неделю жил с инородным телом
В МИД РФ назвали причину разрыва всех межгосударственных связей со странами Прибалтики
Синоптик рассказал, почему в российских регионах сохраняется холодная погода
Российские истребители не дали украинской авиации взлететь с аэродромов
Депутат Рады сообщил о панике в офисе Зеленского
Жителя Тайшета, натравившего ротвейлера на ребенка, отправили в СИЗО
Россиянам напомнили о штрафах за неправильную организацию места для шашлыков
Россия планирует открыть генконсульство в Бенгази
Стали известны страны-лидеры по взносам в бюджет Евросоюза
В Москве 5 мая ожидается облачная погода
В Германии заявили, что планы нанести удар по авиаперевозкам в РФ провалились
Адвокат блогеров Чекалиных сообщил об отсутствии у них задолженности перед ФНС
Россиянам объяснили, когда сделать вакцинацию от клещевого энцефалита
Советник Байдена признал, что помощь США Украине не исключит прорывов России
Все новости