Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кондуктор не спешит

Политолог

В канун очередной годовщины путча социологи в очередной раз констатировали: большая (ударение в этом слове каждый пусть для себя проставит сам) часть населения не приняла итоги августа 1991 года и поныне. По данным Левада-центра, из года в год – c 1994-го по нынешний – неизменно низким остается число тех, кто считает, что 21 год назад победила демократическая революция, покончившая с властью КПСС. Таких от 7 до 10%. Чуть больше – до 13–15% — число тех, кто традиционно принадлежит к самой чудной, на мой взгляд, категории опрашиваемых, – они «затруднились ответить». С 27 до 41% выросло число считающих те события трагическим поворотом, «имевшим гибельные последствия для страны». В основном за счет тех, кто полагал, что все это была лишь схватка разных политических группировок. Больше половины при этом (56%) традиционно «против всех»: мол, не правы были тогда и Ельцин, и его оппоненты. Десять лет назад лишь треть (точнее, 30%) считала, что страна идет после 1991 года в правильном направлении, сегодня таких еще меньше – 26%. 46–47% и тогда, и теперь говорят, что в неправильном; 26–28% вообще ничего не понимают, «затруднившись ответить». И это после всех заклинаний про проклятые 90-е и про вставание с колен все последние десять лет. Заклинания заклинаниями, а общественное сознание словно застыло на месте. Частично — в непоколебимой уверенности в правильности раз и навсегда обретенного мнения, частично – в недоумении, озираясь на исторической развилке, где люди оказались не по своей воле, не в результате собственной осознанной борьбы, а в силу некоего исторического недоразумения. И, как они сами себя теперь оправдывают, – по чьей-то злой, чуждой и могучей воле. Мол, не могло же это с нами приключиться иначе, как по Кощееву наущению. А Кощей у нас, как известно, давно поселился в г. Вашингтоне, округ Колумбия.

Российское общество, что бы с ним ни делали все последние два десятилетия, было и остается во многом обществом патерналистским и с доминирующей левой идеологией. Порой кажется, что в силу неуклонной деградации системы образования и вообще всякого просветительства, тотального упадка знаний все больше сегментов этого общества погружаются в воинствующее невежество, а то и средневековое мракобесие.

Столичной образованной и либерально настроенной публике не стоит преувеличивать значение в воздействии на это общество ее собственных интернет-постов и «перепостов», как и написанных блестящим языком гневных филиппик против «кровавого режима». Большая (вот тут ударение точно на первом слоге) часть страны их не читает или не приемлет. И вовсе не только потому, что она, бедная-несчастная, не имеет доступа к «прогрессивному» Facebook, вообще интернету, а получает информацию лишь из программы «Время», передач Андрея Малахова или Аркадия Мамонтова, из слезливых телесериалов и предсказаний знахарей и ворожей, прикидывающихся «лидерами общественного мнения». А и потому, что она – просто такая есть. По образу жизни, в иных местах не меняющемуся десятилетиями, вне зависимости от того, кто временно сидит у власти в Кремле. По сути и по экономическому укладу тоже, который во многих местах, как ни назови собственность – частной, колхозной или государственной, все остается недалеко ушедшим от описанного еще Марксом азиатского способа производства. Где местный сатрап – он тебе и все ветви власти вместе взятые (которые у нас, кажется, никогда не разлепятся), и верховный распорядитель всем и вся, кроме разве что вечно жалкого и убогого, как у кочевников-временщиков, домашнего скарба своих поданных. Которые, в свою очередь, словно навечно застыли на переходе от привычного патриархального рабства к порочно-желанной, смутно угадываемой, но все никак не достижимой анархии. Которая не есть свобода, а есть — воля. Застыли как бы в вечном историческом недоумении, словно их Моисей, выманив из обжитой и худо-бедно обустроенной и привычной тюремной клетки посулами далекого сказочного счастья-халявы, обернулся внезапно Сусаниным, да и бессердечно кинул в последний момент. Мол, дальше вы уж как-нибудь сами. Но как, как сами, что ж ты нас, подлец, не предупредил раньше-то?!

Или вот сколько было источено публицистических перьев на критике последней серии законов от ЕР в духе политики закручивания гаек. О митингах, о клевете, иностранных агентах и пр. А народу-то – по большей части нравится.

Возвращение в УК статьи «Клевета» поддерживают 58% против 20% (все данные – Левада-центра), ужесточение регулирования интернета – 62% против 16%, обязанность НКО регистрироваться как «агенты» — 45% против 18%. При том, что примерно треть, как обычно, вообще не понимают, о чем, собственно, идет речь. Да и не собираются утруждать себя пониманием.

Наконец, Pussy Riot. Это чтобы те, кто из уличной оппозиции, окончательно поняли, на каком они свете. Самая большая часть населения – почти половина – считает суд над ними справедливым. Никакой новой дискредитации правосудия подавляющая часть общества тут не увидела. Эка невидаль! Суд в России — он такой, какой есть. Неизбывный. Басманный, шемякин и т. д. Так было и так будет. «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» — этот вековечный покорный, безвольный вздох, словно свинцовые тучи, висит над нашими бескрайними просторами, где в деревне Гадюкино – всегда дожди. И эхом Москвы (настоящим, а не высочайше дозволенным отдельным юродивым кричать на Лобном месте на потеху государя) разносится над «лесами, полями и реками, где так вольно дышит человек» (мне в этой замечательной песне Дунаевского видится лишь его тонкий еврейский юмор, не более того), — «не зарекайся, не зарекайся, не зарекайся…».

«Смирись, гордый человек», — советовал переживший гражданскую казнь Федор Михайлович. «Все разумное – действительно и все действительное – разумно», — принял «политический постриг», вычитав мудрость у Канта, под конец жизни чахоточный, а некогда неистовый Виссарион Белинский. «Не зарекайся, не зарекайся, не зарекайся», — отвечают им эхом народные просторы…

Лишь менее 20% усматривают в деле политический заказ, лишь 8% — заказ лично Путина. Точка зрения насчет «возмущенной православной общественности» является в обществе явно доминирующей. И не только потому, что так «говорят в программе «Время». А и потому, что любое молитвенное стояние, явление мощей, пояса Богородицы, крестные ходы и прочая, прочая, прочая собирают в десятки и даже сотни раз больше людей, чем акции в поддержку прав и свобод. Вглядитесь в эти лица. Это то самое моральное большинство, на которое опирается и от имени которого почти безбоязненно (почти!) резвится власть.

Тонны бумаги и гигабайты информационных сайтов уже истрачены на живописание «двух Россий». Одной – образованной, живущей в сети, жаждущей прогресса, свобод, построения Европы на одной седьмой (уже не шестой, слава богу) части суши. И другой – аудитории телевидения, привычной и взывающей к твердой государственной руке, к предсказуемости за счет предприимчивости. Которая – зачем она нам…

Нет никаких двух Россий. Есть одна. Огромная страна, где перемены измеряются не годами – десятилетиями. Где пределы терпения и инерции – неведомы многим другим народам. Где предел мечтаний о счастье – это чтоб не было войны.

Где мерилом работы считается усталость, а не заработанный, накапливаемый копеечка к копеечке, от поколения к поколению достаток, — все эти вещи, называемые чуждым нам словом «инвестиции». Какие инвестиции, если завтра набеги кочевников, экспроприаторов-коллективизаторов или чиновников могут все забрать? Это не дурной инвестиционный климат, не упрощайте. Это уже давно в генах.

То, что с преувеличенной претензией называют «другой Россией», есть лишь тонкая прослойка, не более 10% населения. Они же – максимально возможный, да и то, если договориться с коллективным Чуровым, электоральный результат любой либеральной партии, не замаскированной под красных партизан-популистов, якобы борющихся с оккупационным режимом. Эти 10% соскрести с тела большой страны – что раз плюнуть. Уж сколько раз соскребали, особенно за прошедший ХХ век. А народ, он соскрести еще и поможет. Даже если потом сдуру и взбунтуется – а бунт ведь не революция, то все равно поможет. Только ему пока Путин не велит.

Пока не велит.

А что же наш Моисей Сусанин? Вернется ли он? Обернется ли он Пиночетом, Гитлером, новым Лениным-Сталиным али «меченым» Горбачевым-Ельциным? Сбросят ли его на парашюте тайным агентом Госдепа или привезут в опломбированном вагоне из Европы? Бог весть. Ожидайте пока. Ответ грянет непременно. И, как всегда, внезапно. Может, через год, может, через десять лет, может, через сто. Этот поезд, тронувшись в 1917-м, проехал станцию «1991 год» практически без остановки. И куда он мучительно медленно мчится со спящими и не ведающими по большей части ни о чем пассажирами, не знает наверняка даже его очередной сменный машинист. Хотя делает вид, что знает.

Новости и материалы
Российский тревел-бизнес столкнулся с массовыми хакерскими атаками
Озеро в Турции залило мазутом из-за нефтепровода НАТО
Глава МИД Украины начал визит в Индию
Ирина Роднина: у меня пенсия нормального российского человека
Террористы из «Крокуса» находились под воздействием веществ
В ЯНАО продавец обещал мужчине около миллиона рублей за теракт на местной базе
Стала известна предварительная причина смерти актера Юрия Ваксмана
Америку призвали соблюдать мораторий на проведение ядерных испытаний
Киану Ривза впервые за долгое время засняли с его возлюбленной
Транспортный налог отменили для бойцов СВО в Воронежской области
Госдеп призвал Украину освещать в СМИ не только свои удачи, но и поражения на фронте
В Подмосковье нашли беспилотник с боевой частью
BMW обучит водителей ездить под настоящими взрывами в стиле Джейсона Стэтхэма
Оксану Самойлову обвинили в воровстве стихотворения
В России готовят закон, расширяющий возможности блокировки противоправного контента
В Киеве допустили проникновение ДРГ в город
В новых регионах могут продлить мораторий на ЕГЭ на два года
Российский боец рассказал, почему ВСУ приходится бросать иностранное оружие
Все новости