Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Гнилые путепроводы

Политолог

История «блокады Ленинградки» в эти дни описана была всеми кому не лень, расстарались даже официальные телеканалы, после того как тему затронул сам премьер Владимир Путин, повелев разобраться.

Позволим себе лишь два коротких замечания. Во-первых, история эта лишний раз показала, что всякий сколь-либо громко поднимаемый общественный вопль возмущения все же не остается незамеченным и уже потому не лишен смысла. И реакция властей всякий раз тем оперативнее, чем громче и организованнее этот вопль. Это значит одно: не надо молчать. Теоретически можно предположить, что если бы дело дошло до массовых уличных выступлений — ну, человек эдак тысяч на 10—20, то реакция могла бы оказаться даже еще более оперативной и, не исключаю, гораздо более конструктивной и вылиться наконец в то, что давно напрашивается в отношении должностных лиц, доведших город-герой Москву до ручки транспортного коллапса и точечной неуемно-корыстной застройки. А именно — в их непочетную отставку, перерастающую в уголовное следствие. Но это чисто теоретически, конечно.

Во-вторых, история эта еще раз показала, сколь все же пофигистски миролюбив наш обыватель-страстотерпец. Если ему сначала перекрыть две полосы из трех, чтобы он добирался на дачу, в аэропорт или на работу часиков эдак четыре-пять, а потом открыть одну полосу обратно, сведя «временные неудобства» до всего лишь двух-трех часов, то он, родимый, тотчас и успокоится. А также продолжит объезжать злосчастное место дальними огородами, приспосабливаясь, приспосабливаясь и еще раз приспосабливаясь. В этом мы сильны, это есть почти что наша национальная идея.

Но разве ж история с путепроводом на 24-м километре Ленинградки ну хоть в чем-то уникальна? В смысле, в форме принятия решения, в методах решения вдруг никем почему-то не предвиденной, не просчитанной и нежданной проблемы в поведении начальства по отношению к неначальству? На самом деле в ней нет ну совсем ничего уникального, так что возглас «достали!» может прозвучать у нас практически по любому поводу, где сталкиваются «мы» и «они». Проблема лишь в том, что подобные возгласы, как правило, звучат сугубо в индивидуальном порядке и только тогда, когда это коснется кого-либо из нас, обывателей-пофигистов. И именно поэтому «они» и именно коллективно, от имени всей чиновничьей государственной корпорации, продолжают комфортно располагаться у обывателя на шее и бить ногами по ушам.

Так вот, еще пару слов о типологии принятия решения и образе действия вышеупомянутой корпорации по отношению к простым смертным. Они всегда и во всем так делают.

Вам никогда не приходилось в последнее время растаможивать скромную посылочку из-за бугра, что-нибудь вроде купленного в интернет-магазине стоимостью меньше 5 тысяч рублей? Мне кажется, это действо (нет, я лично не любитель таких экспериментов, рассказываю историю своего приятеля) само по себе одно из множества наглядных показателей того, сколь экзотически звучат у нас всякие разговоры о модернизации на фоне дремучей бестолковщины и волокиты обыденной жизни. То есть это примерно то же самое, что разговаривать с папуасами о практической подготовке полета на Марс.

Итак, чтобы получить вашу не подлежащую таможенному обложению фиговину стоимостью до 5 тысяч рублей, надо потратить в условиях Москвы примерно половину дня, включая поездку на Варшавское шоссе, написание от руки подробного объяснения того, как именно (в личных, некоммерческих целях) будут использованы купленные в интернете, скажем, блузки или трусы, поездку в родной банк на предмет получения оттуда выписки (с печатью и на бланке) платежа с вашей кредитной карточки. Ну и так далее. Где-то в блогах я ради любопытства отрыл одну заботливо, на основании собственного опыта составленную каким-то бедолагой инструкцию. Она состояла примерно из десятка пунктов и подразумевала: звонок на таможню с целью узнать, кто отвечает за вашу посылку, сообщить ему номер накладной, изготовление ксерокопии паспорта (страница с фото и прописка), а также изготовление — собственноручное — накладной и инвойса. Потом распечатка страницы онлайн-магазина, а именно того места, где указана цена вашего товара. Потом — в банк за выпиской-распечаткой с печатью; знакомство и общение с таможенным комиссаром на тему кодов ТН ВЭД (искать надо самому где хочешь) и стоимости. Ну и, разумеется, бесконечные перемещения по городу. Там же, в блогах, можно встретить радостные признания, как, мол, удачно все у кого-то сложилось в общении с таможенной бюрократией по поводу собственных жалких посылок: «всего-то пару часов — и вся недолга». То есть люди не видят в том, чтобы потерять два часа собственного рабочего времени на какую-то кем-то придуманную маразматическую процедуру, НИКАКОЙ проблемы. Им что, нечего делать? Нет, они просто привыкли приспосабливаться к этой безысходности нашего бытия. Жаль, что Кафка не дожил до наших дней: фантазии российской госмашины вдохновили бы его на новые шедевры.

Притом что раньше, еще года два назад, подобные посылки, вообще-то, приходили прямиком в родное почтовое отделение. И никто от этого не умирал, бюджет не сыпался от недополучения таможенных сборов. Но потом наш очень большой руководитель повелел озаботиться охраной интересов отечественного производителя легкой промышленности. Таможня и озаботилась. Так, как она это поняла. Приятель мой, пройдя как-то раз весь этот маразматический круг, как водится у нас, тоже сделал свои выводы и приспособился: он больше не получает покупки из интернет-магазинов в России, а перенаправляет их напрямую своему знакомому на Украину. На Украине те же службы доставки (DHL и прочие, отказывающиеся у нас работать с таможней ввиду полного непонимания вечно меняющихся правил игры) звонят получателю по телефону и привозят все без всяких для него хлопот в удобное дня него время и в удобное для него место, а уж он с оказией везет это добро в Москву.

Кстати, под шумок о том, как скверно поступили московские власти, без внятной подготовки и предупреждения перекрыв не самую последнюю федеральную трассу, у нас в силу вроде как должен был вступить так называемый Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Этот союз, без сомнения, войдет в историю мировой экономики по причине своей бесконечной славяно-казахской неподвластной простому уму загадочности: даже в ночь накануне его вступления в силу никто из самых ушлых экспертов не мог внятно объяснить, что все это будет означать на практике и как все это будет работать. Было даже непонятно, мы в союзе с Белоруссией или без нее. Минэкономразвития вообще заявило, что принятие нового закона о таможенном регулировании России... откладывается с лета на осень. Таможенники это смело и оперативно опровергли. Предприниматели, что те жертвы коллапса — автомобилисты на Ленинградке, никаких сколь-либо внятных разъяснений ни от кого не получили. В связи с чем поползли слухи о том, что вся таможня вообще застынет в полном параличе недельки на две (кстати, и Ленинградка, по которой в основном и идут фуры из Финляндии, нашего главного окна в Европу, чуток освободится).

Все знают, что вроде бы большая часть налоговых пошлин Таможенного союза формировалась на основе действующих российских таможенных тарифов, изменились ставки менее чем на 20% товаров. Однако нормативно-правовая база союза на сегодня вообще не готова, а обещание, что действие примерно двух тысяч (!) подзаконных таможенных актов распространится лишь на то, что не противоречит новому Таможенному кодексу (который еще никто в глаза не видел), мало кого успокаивает. Тем более что про российскую таможню и без того известно, что у нее даже на разных постах в одном государстве действуют подчас совершенно разные правила растаможки на один и тот же товар. Потому как все «на усмотрение» и в зависимости от подзаконных актов – приказов и инструкций. В подавляющем большинстве случаев и сейчас все останется на усмотрение конкретного таможенника и станет предметом договоренностей между ним, заинтересованными лицами и таможенным брокером.

Вся эта не подвластная пониманию не вхожего в нее человека галиматья и является на самом деле воплощенным единством стиля так называемого управления страной. По этому поводу можно и нужно (см. выше) возмущаться и сокрушаться, это невозможно терпеть, не вползая в сумасшествие параллельной всему этому маразму жизни. Что с этим точно нельзя сделать — так это реформировать/модернизировать, как тот дряхлый мост на Ленинградке, который давно пережил свое время, и смысла в его бесконечном латании нету почти уже никакого. Это можно только сломать и построить заново. Только некому. Наверное.

Новости и материалы
Министр обороны ФРГ заявил о больших объемах производствах оружия в России
Российские эксперты заявили, что вирусы, обнаруженные в комарах и клещах, не несут рисков
Следствие проверит деятельность экс-жены арестованного Иванова
В МИД РФ назвали цель визита Блинкена в Китай
В посольстве России в США раскритиковали тайную передачу ATACMS Украине
Россияне рассказали, как домашний интерьер влияет на их ментальное здоровье
Захарова объяснила вето РФ на резолюцию США по ядерному оружию в космосе
20-летнему жителю Мордовии дали 15 лет тюрьмы за поджог подстанции
Ювелир заявил, что обручальное кольцо Николая Баскова стоит как московская квартира
США заявили об отражении ракетной атаки хуситов в Аденском заливе
Зеленский рассказал об исходе конфликта России и Украины
США обвинили Россию в разработке спутника с ядерным устройством
Анна Михалкова сыграла в психологическом триллере
В Гидрометцентре предупредили о надвигающейся песчаной буре из Ливии
В России заявили, что США давят на Мексику в вопросе полетов россиян на Turkish Airlines
Британия вступила в схватку за Среднюю Азию
Логопед объяснила, как распознать у ребенка ранние признаки задержки речевого развития
Чиновники в Вашингтоне не верят в успехи ВСУ на поле боя
Все новости