Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Автопроизводители предупредили о росте цен из-за системы слежения

Навязывание системы «Автодата» приведет к подорожанию автомобилей

Ассоциация автопроизводителей выступила против внедрения в текущем виде платформы «Автодата», призванной установить контроль над передвижениями автомобилистов России. Автокомпании предупредили о рисках роста цен автомобилей и потенциальной передаче информации о клиентах третьим лицам. Если проект «Автодаты» существенно не переработать, то он будет демотивировать автоконцерны поставлять в Россию современные машины, уверяют они.

С критикой законопроекта о платформе «Автодата» от лица комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России выступил глава Kia в России Александр Мигаль в ходе посвященной итогам 2020 года конференции. Его поддержал управляющий директор Hyundai в России Алексей Калицев.

Как уточнил в разговоре с «Газетой.Ru» президент комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель (возглавляет представительство Porsche в России), рабочая группа АЕВ проанализировала проект и сформировала позицию по ряду критически важных моментов, которую и высказал на конференции Мигаль.

«Текущая редакция проекта («Автодата» – «Газета.Ru») действительно вызывает много опасений у членов комитета автопроизводителей, и мы надеемся, что наша позиция будет учтена», – сказал Штэрцель.

Наиболее важнейшим риском при внедрении «Автодаты» может стать неконтролируемый рост стоимости автомобилей из-за того, что в законопроекте не прописаны вопросы денежных компенсаций поставщикам информации – автокомпаниям.

«Отсутствие коммерческого фона между представителями информационных систем (автокомпаниями – «Газета.Ru») и платформы «Автодата», а также поставщиками сетевых услуг, создают непрогнозируемые коммерческие риски неконтролируемого увеличения стоимости транспортных средств и их сервисной поддержки»,

– рассказал Мигаль.

По его словам, в проекте также не указывается и конечная цель сбора, обработки и использования автомобильных данных, а многие ключевые определения не конкретизированы либо отсутствуют. При этом ведомства и правительство получают широкие полномочия решать ключевые вопросы по передаче информации на уровне подзаконных актов. Это особенно актуально в отношении определения обязательного набора данных, которые должны быть предоставлены платформе, и список которых может быть расширен по решению правительства, уточнили в Ассоциации европейского бизнеса.

Ранее представители НП «ГЛОНАСС» и рабочей группы НТИ «Автонет» (разрабатывают проект «Автодата») сообщали, что рассчитывают получать от автокомпаний данные, которые генерируют подключенные автомобили (машины с ЭРА-ГЛОНАСС, выходом в интернет, интеллектуальными сервисами и т.д.). А именно линейную скорость движения машин, интенсивность разгонов и торможения, срабатывание курсовой стабилизации и прочих электронных помощников;

географию ежедневных маршрутов гражданина, фиксирующуюся с помощью бортовой электроники системы ГЛОНАСС/GPS,

время движения, технические данные автомобиля, которые бортовые компьютеры через мобильную связь передают автопроизводителям и т.д.

В АЕБ отмечают, что состав данных для передачи не указан в законопроекте, как нет требований к обезличиванию информации об автомобилистах и цели обработки этой информации. Непонятно, кто получит к ней доступ. Кроме того, у автокомпаний отсутствует ясность к кому и в каком объем будут предъявляться требования по закупке и обслуживанию серверов для обязательного хранения данных на территории РФ.

Технические решения для сбора данных также должны соответствовать требованиям кибербезопасности, что сегодня приобретает очень важное значение, исключая, например, неавторизованное подключение к различным устройствам сбора данных об автомобилях, подчеркивают в АЕБ.

«Мы полагаем, что необходимо найти разумный баланс между общественным и коммерческим использованием данных, это необходимо, чтобы не лишиться источника финансирования инфраструктуры, иначе автопроизводители потеряют мотивацию к обеспечению высокой степени «подключенности» автомобилей», – предупредил Мигаль.

Солидарны в оценках проекта «Автодата» и отечественные автозаводы.

В компании «КамАЗ» сообщили «Газете.Ru», что в текущем виде запуск платформы приведет к росту стоимости автомобилей, поскольку все расходы перекладываются на автопроизводителей. В «Группе ГАЗ» отметили, что выступают против создания платформы.

«Мы по-прежнему продолжаем видеть в ней серьезные риски для автопроизводителей и потребителей.

Фактически, здесь создается неконкурентная и не отвечающая задачам системообразующих отраслей коллизия, когда формируется коммерческий монополист всей информации в транспортной системе, и всех участников рынка обязывают принудительно присоединиться»,

– сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании.

В «Группе ГАЗ» называют абсурдом, что производителям машин и владельцам парков придется инвестировать огромные средства в установку специализированного оборудования и программного обеспечения, в операционную поддержку системы, тратить ресурсы на организацию обратной связи с клиентами, а получать коммерческую выгоду от этой высоко востребованной информации будет неизвестная третья сторона.

«К тому же это неминуемо выльется в повышение стоимости автомобильной продукции и логистической составляющей во всех отраслях», – сказали в компании.

Представитель «АвтоВАЗа» воздержался от комментариев относительно системы «Автодата».

Вызвавший критику автокомпаний законопроект сейчас дорабатывается, после того, как негативный отзыв о нем вынужден был оставить и Минпромторг России (транспортные компании и представители сетей обращались с жалобой на «Автодату» в правительство), который является соучредителем платформы «Автодата». В НТИ «Автонет» заявили, что были готовы к тому, что их инициатива вызовет «дискуссию в отрасли». Для решения этих вопросов сформирована совместная рабочая группа разработчиков проекта и АЕБ

«В ее рамках мы обсуждаем технологические, организационные и правовые вопросы, включая обеспечение информационной безопасности и кибербезопасности. Эти темы являются ключевыми при формировании больших информационных систем.

Недавний громкий кейс с одним из автопроизводителей, широко освещавшийся СМИ (утечка базы данных клиентов Hyundai – «Газета.Ru»), наглядно показал важность вопросов обеспечения безопасности данных»,

– сказал «Газете.Ru» официальный представитель НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев.

Он заверил, что проект «Автодата» предусматривает урегулирование вопроса хранения автомобильных данных, по аналогии с персональными. По его словам, в мире кардинально меняется подход к ответственности автопроизводителя за выпускаемую им продукцию (в особенности это касается стран ЕС).

«Например, если раньше после продажи автопроизводитель «забывал» об автомобиле в части ответственности за эксплуатацию, то сейчас он несет полную ответственность за вред, который наносит автомобиль в экологическом отношении, на протяжении всего времени эксплуатации», - заметил Федосеев.

В дискуссии вокруг проекта «Автодата» совершенно не учитывается мнение объекта, на который он направлен – граждан России, уверен автомобильный эксперт Сергей Ифанов. По его словам, автокомпании уже пошли на компромисс, их беспокоит лишь вопрос, на кого лягут расходы, а чиновникам нужно решить эту проблему без лишнего шума.

«Совершенно замалчивается тот факт, что персональные данные россиян, будь то информация о перелётах, регистрации авто в ГИБДД, парковке на платной автостоянке, паспортные данные, налоги, штрафы и прочее сейчас стали предметом торговли у мошенников на различных нелегальных форумах. Аккумулирование любой новой информации о россиянах при нынешнем уровне контроля над информацией – преступление против конституционных прав граждан», – считает он.

Новости и материалы
«Спартак» выбил «Динамо» из Кубка России
Пенелопа Крус в топе с разрезами снялась с Ириной Шейк
Эмодзи игрушечной машинки из WhatsApp стал настоящим автомобилем
В ВМС США оценили способность американской стороны строить СПГ-танкеры
Лукашенко заставил главу минсельхоза искать зерна в почве после посевных работ
Ученые обнаружили «космический сбой» в гравитации Вселенной
Анна Седокова рассказала, сколько платила обманувшей ее на деньги няне
Выросло число госпитализированных полицейских после беспорядков в Париже
Полина Гагарина снялась топлес для обложки журнала
Томский депутат предложила вернуть трудовые лагеря
Сенатор отреагировал на разрешение Запада Украине бить по России
Рублев объяснил, за счет чего ему удалось выбить Алькараса
Подросток побил шесть мировых рекордов и набрал 16,7 млн очков в Tetris
В Москве начали патрулировать мотогруппы спасателей
В США призвали спикера палаты представителей уйти в отставку из-за Украины
Назван вид упражнений, защищающий от депрессии
На демонстрации в Париже взорвали самодельную бомбу
Поселок в Белгородской области подвергся атаке БПЛА
Все новости