Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Тепло ищет инвестиции

Теплоснабжение в российских регионах остается основной проблемой в ЖКХ

Теплоснабжение в российских регионах остается одной из самых проблемных жилищно-коммунальных сфер. Только за январь от аварий в различных российских городах без отопления временно оставались тысячи человек. Так, в результате прорыва теплосети в Мурманске в ночь на 22 января без отопления и горячей воды остались более 750 жилых домов.

23 января произошла авария на теплосетях в Екатеринбурге, из-за чего было прервано отопление в 40 домах. «В квартирах уже ощутимо холодно, ложимся спать в теплых пижамах под несколькими одеялами, — рассказала местная жительница Елена городскому новостному порталу E1.Ru. — А из крана с горячей водой течет еле теплая». В Иваново более трех тысяч жителей лишились тепла и горячего водоснабжения 24 января. Причина та же — авария на теплотрассе.

По данным Минэнерго, 68% теплосетей имеют 100-процентный физический износ. Аварийность в отопительный сезон только на магистральных сетях за пять лет — с 2007/08 по 2012/13 год — выросла на 45%: с 266 случаев/тыс. км до 387 случаев/тыс. км.

Износ оборудования привел к резкому росту общей потери тепла: по данным Минэнерго, они в три раза выше, чем в Финляндии, которую можно сравнить с Россией по климатическим условиям и частому использованию ТЭЦ для выработки тепловой энергии.

По мнению и Минэнерго, и аналитиков, отрасль теплоснабжения в связи с зарегулированностью оказалась в ситуации крайнего недофинансирования. По словам замглавы Минэнерго Вячеслава Кравченко, рынок ежегодно получает в качестве инвестиций около 90 млрд руб., тогда как требует 2,5 трлн руб. Не спасают и бюджетные инвестиции: сейчас ежегодно из бюджетной системы в теплоснабжение вливается около 150 млрд руб., тогда как потребность — около 200 млрд руб.

По оценкам руководителя группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Натальи Пороховой, тариф на тепловую энергию не покрывает порой даже издержки поставщиков на производство. Средств на модернизацию оборудования не остается.

При этом из-за высокого уровня износа и устаревания оборудования топливо используется неэффективно. По оценкам Минэнерго, ежегодный пережог топлива составляет около 37 млн т условного топлива, или около 100 млрд руб. в год.

Для сокращения бюджетных отчислений российские энергетики предложили изменить подход к тарифообразованию на тепловую энергию. Тарифы на тепло, в том числе для населения (около 75% всех потребителей тепловой энергии), предлагается дерегулировать и перейти к более рыночным отношениям. Власти будут определять лишь предельный уровень цен, который исчисляется на основе цены на тепло с альтернативной котельной.

Суть этой методики заключается в том, чтобы в определенном населенном пункте рассчитать стоимость строительства условной котельной, определить уровень безубыточного производства тепла и возврата инвестиций в строительство этой котельной, а затем предложить единой теплоснабжающей организации продавать тепловую энергию по цене, не превышающей этот уровень. Таким образом, власти будут только определять предельный порог цены. Но продавать тепло можно будет и дешевле.

Сейчас региональные комитеты по тарифам (РЭК) рассчитывают стоимость тепловой энергии для каждой конкретной компании в индивидуальном порядке с учетом предоставляемых ею данных о затратах, в итоге в одном городе цены на тепло у разных поставщиков могут отличаться в два-три раза.

В Минэнерго уверены, что принцип «альткотельной» позволит унифицировать цены на тепло, разброс по которым в настоящее время огромен.

Законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении», работа над которым началась еще несколько лет назад, как ожидалось, должен был вступить в силу с начала 2017 года.

Новую модель ценообразования планировалось сперва вводить на территориях, где преобладает производство тепловой энергии на ТЭЦ (более 50%), определена единая теплоснабжающая организация, имеется утвержденная схема теплоснабжения. Главным условием также было наличие согласия от муниципальных и региональных властей на переход к новому тарифообразованию.

Но принятие законопроекта затормозилось: сначала из-за выборов в Госдуму документ был вынесен на рассмотрение лишь в середине декабря 2016 года. Как рассказывал «Газете.Ru» председатель комитета Павел Завальный, 6 февраля планируется провести парламентские слушания по законопроекту, а второе чтение документа в Госдуме состоится не ранее конца февраля 2017 года.

Основными оппонентами в принятии нового ценообразования являются региональные власти. Они опасаются увеличения давления на местные бюджеты, которым, в случае резкого увеличения тарифов, придется частично компенсировать этот рост. В противном случае региональные власти могут столкнуться с ростом социальной напряженности.

По оценке Пороховой из АКРА, переход к системе «альткотельной» приведет к увеличению тарифов на тепло в среднем по стране примерно на 30%. В Минэнерго парируют, что те регионы, которые ожидают резкого роста тарифов на тепло, вправе отказываться от новой схемы ценообразования.

К тому же, по подсчетам министерства, в результате принятия законопроекта об «альткотельной» почти 60% населения не увидит ежегодного роста тарифов на тепло более чем на уровень инфляции плюс 4%.

Резкого роста тарифа стоит опасаться лишь 2,7% населения. В некоторых регионах в результате принятия законопроекта цены на тепло могут затормозить свой рост: такую ситуацию, по расчетам Минэнерго, могут увидеть 15,6% населения России.

В большинстве энергокомпаний, которые работают в регионах, выступают за принятие закона, надеясь на привлечение инвестиций в отрасль. По мнению Сибирской генерирующей компании (СГК), промедление в принятии новой модели лишь усугубит ситуацию в теплоснабжении.

«Если бы средства вкладывались в решение проблем в теплоснабжении раньше, их нужно было бы меньше, и чем дольше мы будем откладывать этот момент, тем больше денег нужно будет для восстановления системы», — предупредили в СГК.

Надеяться на снижение износа теплового оборудования за счет субсидий из региональных бюджетов энергетики не советуют. «Во всех регионах, где работает наша компания, региональный бюджет дефицитный, в них зачастую не хватает средств даже для решения основных проблем региона. Источников для финансирования мероприятий по модернизации сетей в них просто нет, и в обозримом будущем, учитывая состояние экономики, они вряд ли появятся», — заключили в компании.

Новости и материалы
Психолог объяснил, что делать, чтобы секс в отношениях был чаще
В Воронежской области объявлена опасность атаки БПЛА
На портале госуслуг могут создать раздел для знакомств
В Сумах после взрыва возникли перебои со светом
В Сумах произошел взрыв
Видимый из космоса взрыв на территории Финляндии предсказали в России
Названа электроника, которую россияне скупают перед дачным сезоном
Названы пять городов России, где бывают белые ночи
Генерал США заявил, что, если украинцы не будут воевать, НАТО откажется поставлять оружие
Лавров заявил о стремлении Запада нанести православию непоправимый ущерб
Лавров рассказал, зачем некоторые страны участвуют во встрече в Швейцарии
Рублев ответил на вопрос, каким словом он может описать победу на «Мастерсе» в Мадриде
Лавров заявил о желании Запада «сломать сербов»
Швейцарский экс-разведчик заявил, что на западе Украины началось движение сопротивления
Задержаны подозреваемые в убийстве в Донецке военкора из Техаса Рассела Бентли
Комментатор дал прогноз на седьмой матч серии «Даллас» – «Вегас»
Рублев стал победителем «Мастерса» в Мадриде
Лавров назвал причину всех мировых проблем
Все новости