Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Шампанское в обмен на санкции

Франция обещает снять санкции, если Россия откажется от терминов «шампанское» и «коньяк»

Павел Чернышов 18.02.2016, 09:28
Рамиль Ситдиков/РИА «Новости»

Франция активно добивается запрета на использование обозначений «шампанское», «коньяк» и «кальвадос» российскими производителями. Желание получить исключительное право на напитки так высоко, что уже обещано в ответ пересмотреть экономические санкции. Эксперты считают, что за этим заявлением ничего не стоит. Однако Роспатент уже получил задание оценить, как повлияет на российский рынок исключение из обихода привычных названий.

Российское правительство рассматривает возможность запретить российским производителям использовать названия «шампанское», «коньяк» и «кальвадос». Этот вопрос поднял министр экономики Франции Эммануэль Макрон, выступая на январском заседании Российско-французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК). В качестве ответного шага Париж пообещал приложить все усилия, чтобы с России сняли санкции.

«Об этом министр заявил, выступая на заседании. Непонятно, что стоит за формулировкой «приложить усилия» — они могут увенчаться успехом, а могут и нет. Но было видно, что французы очень хотят добиться запрета на использование обозначений «шампанское», «коньяк», «кальвадос» для российских марок», — рассказала Наталья Золотых, вице-президент «Опоры России», присутствовавшая на заседании.

Как бы то ни было, к предложению отнеслись серьезно. Как сообщила Любовь Кирий, заместитель руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), по итогам заседания российско-французской рабочей группы ведомству уже предложено провести соответствующее исследование.

«Сейчас мы рассматриваем различные концепции и подходы к проведению такого исследования. Нужно проанализировать ряд аспектов, в том числе конкурентной среды, на рынке алкогольной продукции. По его результатам должен быть сформулирован вывод о готовности российской экономики (производителей и потребителей) к отказу от использования родовых терминов «коньяк», «шампанское», «кальвадос» при маркировке алкогольной продукции», — сказала Кирий.

Ущерб экономике еще не подсчитан, но уже понятно, что придется переделывать огромное количество документов: зарегистрировано множество товарных знаков, в которые, к примеру, входит слово «шампанское» как неохраняемый элемент. Также придется переписывать всю техническую документацию, посвященную этим напиткам.

Как уточнила Кирий, вопрос об организации, которая могла бы провести это исследование с учетом мнения производителей и потребителей, пока остается открытым. По словам Золотых, Франция также активно предлагает свою помощь в проведении исследования.

По мнению Золотых, исследование проведут за несколько месяцев. «Могут успеть как раз к следующему заседанию совета, где этот вопрос непременно снова возникнет», — считает она.

Писали «шампанское» и будем писать!

В свое время Россия и Франция уже пришли к договоренности, что для экспорта при маркировке латиницей названия «шампанское», «коньяк» и «кальвадос» использоваться не будут, вместо них будут ставить «игристое вино», «бренди» и «крепленый сидр». Маркировку кириллицей для внутреннего рынка решили оставить, однако сейчас французы требуют убрать и ее.

«Они вышли с предложением, что готовы разговаривать об отмене санкций, если мы прекратим хождение знаков в русской транскрипции. Не знаю, насколько Париж может повлиять на отмену санкций, думаю, французы просто решили воспользоваться моментом», — уверен Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров.

По его мнению, в России использование названий «коньяк» и «шампанское» не вводит российского потребителя в заблуждение.

«Если у французов эти названия связаны с конкретной территорией, то для нас коньяк — просто дистиллят из винограда, имеющий определенный вкус, запах и цвет. Точно так же и шампанское — игристый напиток с соответствующим вкусом. С таким же успехом можно пытаться у нас запретить слова «антрекот» и «ромштекс», — уверен Игорь Бухаров.

По его словам, французские производители шампанского уже давно заинтересованы в продвижении в России.

«Они видят, что только «Абрау-Дюрсо» продает порядка 20 млн бутылок в год, и хотят получить этот рынок. Moёt & Chandon, один из самых известных шампанских домов, неожиданно выпустили полусладкое и сладкое шампанское. Для Франции это нонсенс, это делается явно с расчетом на российский рынок», — уверен Игорь Бухаров.

В то же время Леонид Попович, вице-президент Союза виноградарей и виноделов России, уверен, что само по себе обозначение напитка никак на продажи не повлияет. По его мнению, высокие продажи обусловлены прежде всего доступной ценой. Тем не менее уступать французам российские виноделы не собираются.

«Как писали, так и будем писать. Если какие-то министры решат это изменить, будем возмущаться и доводить свою позицию. Мы действуем строго в рамках закона и не собираемся отступать», — заявил Попович.

Как он уточнил, переговоры о том, чтобы отказаться от обозначений «коньяк» и «шампанское», идут уже давно. «Мы неоднократно встречались с производителями шампанского и потихоньку идем им навстречу, уже по закону у нас теперь на бутылках ставят маркировку «игристое вино (шампанское)», а раньше писали просто «шампанское», — заявил Попович.

Как он отметил, никаких законных оснований у французов требовать запрета обозначений на кириллице нет. «Мы уже больше ста лет пользуемся словами «шампанское», «коньяк», задолго до того, как во Франции все эти законы о месте происхождения приняли. Если бы была малейшая законная зацепка, уже бы давно нам запретили. Требовать никто не может, могут только просить, в ответ мы говорим: «Откажемся, когда посчитаем нужным», — заметил Попович.