Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Подарок натурой

Во сколько обойдется празднование Нового года

Карина Романова 25.12.2015, 13:56
Shutterstock

Новогодние траты россиян в этом году могут возрасти на 38%. За год продовольственные товары подорожали на 12,7%, а продукты для оливье и сельди под шубой — на 16 и 22%. Сумма, которую граждане будут тратить на поздравления друзей и близких, составит 4–6 тыс. руб. При этом вместо техники и электроники в моде будут наборы конфет и средств по уходу за собой.

В преддверии 2016 года Росстат подсчитал, во сколько и на сколько дороже россиянам обойдется празднование Нового года, а именно продуктовая его часть. Как показывают цифры, цены на продовольственные товары в декабре по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросли на 12,7%.

Продукты, цены на которые отслеживает Росстат и которые, скорее всего, будут использоваться при подготовке праздничного стола, можно условно разделить на три категории по ценовым изменениям: те, которые подорожали до 20%, более 20%, и те, которые подешевели.

Более чем на 20% выросли в цене продовольственные товары, которые иногда покупаются как подарки на Новый год. Стоимость килограмма печенья год к году выросла на 21%, мягких глазированных конфет — на 32%, карамели — на 33%, а черного байхового чая — на все 38%.

Сделать салат со свежими помидорами и огурцами будет дороже из-за роста цен на данные продукты на 25–26%. На выпечку также придется потратиться: выросла стоимость таких ингредиентов, как куриные яйца (+10%), пшеничная мука и сливочное масло (+11%), сахар (+16%) и маргарин (+31%).

Готовые мясные продукты — сосиски и сардельки, полукопченая, варено-копченая и вареная колбаса — подорожали меньше продуктового индекса, на 11–12%.

Была отдельная группа продуктов, которая, согласно Росстату, заметно подешевела, причем большая часть из них — это овощи. Килограмм моркови потерял в цене 3%, репчатый лук — 7%, белокочанная капуста — 16%, а картофель — все 25%. Свинина и охлажденные мороженые куры изменились в цене меньше: потеряли 1 и 2% соответственно.

Отдельно ведомство подсчитало стоимость самых популярных праздничных блюд — салатов оливье и сельди под шубой. За год необходимые для них ингредиенты подорожали на 16 и 22%.

Цена первого традиционного блюда, в рецепт которого, по Росстату, входят консервированные огурцы и зеленый горошек, картофель, морковь, куриные яйца, вареная колбаса, майонез и репчатый лук, выросла на 40 руб., до 301 руб. в расчете на трех-четырех человек. В основном подорожание произошло за счет резкого роста цен на огурцы, горошек и майонез, который составил 28%.

За три-четыре порции сельди под шубой в конце 2015 года придется заплатить на 26 руб. больше, чем в прошлом году, а именно 146 руб.

Из всех составляющих салата (соленая сельдь, картофель, свекла, морковь, яйца, майонез, лук) больше всего подорожала рыба, которая за год прибавила 42%.

Была подсчитана и общая стоимость продуктов для новогоднего празднества. Согласно статистике столичного департамента торговли и услуг, на Новый год москвичи потратят на застолье около 4 тыс. руб. на семью из четырех человек. В этот список входят 24 наименования: например, кусок семги, мандарины, буженина, продукты для приготовления новогодних салатов, а также напитки — водка, коньяк, шампанское.

Для тех, кто не хочет проводить предновогодний вечер за готовкой, рестораны готовят специальные праздничные программы. Однако этот вариант в расчете на человека будет на несколько тысяч рублей дороже. Отметить Новый год в московском ресторане в среднем составит 5 тыс. руб., в подмосковном — 3,6 тыс. руб.

А что с подарками?

Общие расходы на Новый год, согласно опросу ВЦИОМ, в 2015 году могут вырасти на 38%, до 11,9 тыс. В список трат войдут, помимо новогоднего стола, подарки и развлечения вроде похода в театр или на детские праздники. И согласно опросам и статистике официальных ведомств, немалую часть праздничного бюджета займут именно подарки. Затраты на подарки, по данным социологической службы, составят 4,2 тыс. руб.

Согласно опросу исследовательского холдинга «Ромир», в среднем респонденты намерены потратить на них 6550 руб., приобретя на эту сумму презенты для шести человек.

«Почти половина россиян не собираются экономить на подарках и планируют потратить столько же, сколько и в прошлом году, а то и больше», — отмечают исследователи. Четверо из десяти, по их данным, наоборот, намерены экономить.

По московской статистике, сумма, отведенная на покупку подарков, меньше. Расходы на подарки у взрослых москвичей составляют около 4,5 тыс. руб., причем у мужчин планируемые расходы выше, чем у женщин. Больше всего потратят люди в возрасте от 46 до 55 лет — 6,2 тыс. руб., меньше всех — 3,2 тыс. — молодые люди до 25 лет. Всего по данной статье расходов уйдет до половины всего новогоднего бюджета.

Что касается того, что именно будут дарить, то, по информации департамента торговли, перед Новым годом увеличиваются продажи ювелирных изделий, косметики, бытовой техники.

Впрочем, по другим прогнозам, россияне все-таки начнут экономить если не по общей сумме трат, то по стоимости отдельных подарков.

По данным социологической компании Nieslen, подарочная техника и электроника в этом году могут быть заменены более простыми, в том числе съедобными, товарами: наборами конфет или средств по уходу за собой.

«Огромный рост продаж в новогодние праздники приходится на шоколад в коробках, в декабре он составляет 100–120% в сравнении с несезонными периодами. Впечатляющая динамика в новогодний сезон отмечается в категории весового чая в жестких банках — благодаря тому что этот продукт часто выступает в роли подарка», — рассказала «Газете.Ru» коммерческий директор «Nielsen Россия» Илона Лепп.

Ажиотажным спросом пользуются почти все алкогольные категории: виски, ром, текила, бренди, игристое вино, говорит эксперт. Рост спроса отмечается и на элитный алкоголь: в предновогодний период покупатели могут приобрести до 25–30% общего годового объема его продаж.

Стабильно будет расти спрос на самый экономичный вариант подарка, который популярен среди людей со скромным бюджетом, — наборы средств по уходу за собой. Из года в год, по данным Nielsen, объем покупок данных товаров в новогоднее время растет примерно на 10% в натуральном выражении.