Не параллельно потребителю

Правительство готово узаконить параллельный импорт с 1 января 2016 года

Рустем Фаляхов 11.04.2015, 14:51
Досмотр транспортных средств на белорусско-российской границе Виктор Драчев/ТАСС
Досмотр транспортных средств на белорусско-российской границе

Правительство готово узаконить параллельный импорт лекарственных средств, медоборудования и автозапчастей с 1 января 2016 года. В кабмине надеются, что это поможет снизить стоимость этих товаров. Однако российские компании уверены, что параллельный импорт приведет к сокращению их выручки на 19%.

В конце апреля премьер Дмитрий Медведев проведет совещание по теме параллельного импорта, говорит «Газете.Ru» источник знакомый с ситуацией. Правительство намерено узаконить параллельный импорт на две группы товаров – лекарства и медицинские изделия, а также на автозапчасти.

Параллельный импорт подразумевает ввоз и продажу брендового товара любой компанией, купившей этот товар у уполномоченного правообладателем продавца. Такой вид импорта товаров в Россию был запрещен с 2006 года, поэтому сейчас ввоз товара под определенной маркой разрешен только правообладателю или уполномоченному дилеру с письменного разрешения правообладателя. В противном случае будет нарушено исключительное право на товарный знак в России.

По данным источника, правительство готово легализовать параллельный импорт с 1 января 2016 года.

Иными словами, со следующего года продукцию зарубежных производителей зарегистрированных торговых марок можно будет завозить без разрешения их дистрибьюторских сетей. Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова считает, что разрешение параллельного импорта — это антикризисная мера, направленная на удешевление импортной продукции в сложной экономической ситуации. Поставлена задача — снизить стоимость этих товаров для потребителя.

«Лекарства, медизделия и автозапчасти — это чувствительная для граждан номенклатура товара, за счет легализации параллельного импорта можно будет снизить стоимость этих товаров, по некоторым позициям — в несколько раз. Оригинальные товары для людей не должны поступать в Россию по монопольно высоким ценам. Их цена не должна отличаться от цен в других странах», — подчеркивает представитель Игоря Шувалова.

У правительства нет опасений, что параллельный импорт приведет к наводнению рынка контрафактной или некачественной продукцией. Наоборот, увеличится сегмент оригинальных, брендовых товаров. «Истории про рост контрафакта и подделок — это предсказуемая «страшилка». Но имейте в виду, что товар, произведенный за рубежом, как правило, также продается в других странах, где параллельный импорт разрешен, он также сертифицируется, также проходит проверочные процедуры», — говорит представитель секретариата первого вице-премьера.

Разрешение параллельного импорта потребует введения на таможне специализированных постов, оснащенных лабораториями для проведения анализа лекарственных средств, поступающих в Россию. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России доля фальсифицированных лекарственных средств составляет 12%. По оценке экспертов, рынок фармфальсификата достигает 20 млрд руб.

Но компании, которые инвестировали в производство на территории России, уверены, что разрешение параллельного импорта приведет к снижению их выручки. Аналогичную оценку давал источник в Минпромторге. По данным ведомства, параллельный импорт приведет к сокращению выручки компаний на 19%.

При этом почти 40% опрошенных компаний сказали, что будут рассматривать возможность перевода производства из России в другие страны. Опрос проводился задолго до введения санкций Запада против России.

В правительстве этот аргумент не отрицают, но интересы потребителя называют приоритетными и ставят их выше интересов ведомств. «Никто не хочет неожиданных обременений для предпринимателей — импортеров брендовых товаров — для них установят период, за который они должны будут локализовать производство в России», — говорит представитель секретариата первого вице-премьера.

Для локальных производителей предлагается не распространять параллельный импорт на товары, производство которых локализовано правообладателем в России. То есть сохранятся равные условия для импортной и локальной продукции. «Правообладателям и поставщикам иностранных брендов будет дано время адаптироваться. Никто не хочет ломать их бизнес. Но ведь эти компании уже работают в других странах, где разрешен параллельный бизнес. Параллельный импорт — это признанная мировая практика», — уточняет представитель Шувалова.

Адаптационный период для иностранных компаний, инвестировавших в России, может быть продлен на период льготного налогообложения, установленный для этой компании правительством. Но по истечении льготного периода компания будет обязана работать в конкурентной среде на общих основаниях, предполагает другой федеральный чиновник.

Мнение о том, что параллельный импорт сможет сбить цены, в том числе на лекарства, разделяет замглавы ФАС Андрей Кашеваров. «По некоторым позициям цены могут снизиться не просто на десятки процентов, а в разы», — говорит Кашеваров.

По данным Евразийской экономической комиссии, автозапчасти известных марок автомобилей могут снизиться в цене на 60–80%, автокресла могут подешеветь на 50%. Например, рулевая рейка на Renault Duster у официального дилера стоила до обвала рубля 2625 руб., а у независимого — 949 руб. Объем рынка автозапчастей в России — примерно $21 млрд.

Параллельный импорт может быть узаконен не только в России, но и среди всех стран — членов Евразийского союза, полагают в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). При этом в Казахстане и Армении уже сейчас действует международный принцип исчерпания прав, подразумевающий узаконенный параллельный импорт. «Вопрос о разрешении параллельного импорта прорабатывается достаточно давно, и сейчас страны ЕАЭС и комиссия склоняются к такой модели, что параллельный импорт может быть разрешен для отдельных групп товаров», — пояснил «Газете. Ru» Андрей Слепнев, министр по торговле ЕЭК.

По словам Кашеварова, параллельный импорт может «осуществляться из Германии, Австрии, Швейцарии, а также из США, Канады и Японии».

Но легализация «серого» импорта только из отдельных стран может быть расценена как нарушение фундаментальных принципов вступления России в ВТО, уточняет Мария Борзова, руководитель направления юридической компании Vegaslex.

«Предоставление преференций отдельным странам (например, Германии и США) даст право другим странам — участницам ВТО (например, Индии и Китаю, в которых развито фармпроизводство) обратиться с жалобой в ВТО. При этом орган по разрешению споров ВТО вправе отменить национальные меры регулирования, если они признаются дискриминационными», — говорит Борзова.

Также в международном праве заложено фундаментальное право государств принимать ответные дискриминационные меры, добавляет Борзова.

Участники рынка уверены, что узаконенный параллельный импорт не даст эффекта. Цены на лекарства не снизятся. Артур Беленко, владелец и коммерческий директор сети аптек «Мицар», утверждает, что большинство импортеров давно работают напрямую с правообладателями.

«Это только в России в советские времена шоколад «Аленка» производили на десяти фабриках. С разным качеством. В той же Германии такого нет. Конкретное лекарственное средство, если это не дженерик, производит один производитель. Только у него и без всяких «серых» схем можно купить это лекарство», — говорит Беленко.

Теоретически можно перекупить то же самое лекарство дешевле где-нибудь в Индии, но упаковка и фасовка этого лекарства будет изготовлена в соответствии с требованиями местного рынка. Просто так перевезти это лекарство из Индии в Россию не получится. Таможня не пропустит.

Ожидать значительного снижения цен на рынке автозапчастей в результате легализации «серых» схем также не стоит, уверен Алексей Пёвхёнен, директор НП «АДАК» (объединяет дистрибьюторов автомобильных комплектующих). На вторичном рынке давно де-факто существует параллельный импорт запчастей. А вот в сегменте гарантийного обслуживания автомобилей изменения возможны. «Мы рассчитываем на помощь правительства в том, чтобы автовладелец имел законную возможность на обслуживание своего автомобиля в течение гарантийного периода на независимом рынке. Автовладелец не должен терять гарантию автопроизводителя в случае обслуживания своего автомобиля на независимой станции с использованием запасных частей, поставляемых с независимого рынка», — говорит Пёвхёнен.

Если пилотный проект с лекарствами и запчастями будет реализован успешно, следующей группой товаров, которые можно будет завозить в Россию по параллельной схеме, могут стать спортивные товары, парфюмерия, косметика, бытовая электроника. К 2020 году параллельный импорт и международный принцип исчерпания прав на товары должны быть введены для всех видов товаров, считают в Евразийской экономической комиссии.