Бюджет уходит в дефицит

Минфин представил Владимиру Путину обновленный проект бюджета

Рустем Фаляхов 05.03.2015, 00:33
Президент России Владимир Путин в Кремле на совещании с правительством РФ по вопросу обеспечения... Алексей Дружинин/ТАСС
Президент России Владимир Путин в Кремле на совещании с правительством РФ по вопросу обеспечения устойчивого роста экономики

Нефть — $50 за баррель, доллар — 61,5 руб. Таковы основные параметры проекта бюджета, представленного Минфином президенту Владимиру Путину. Фактически в новом бюджете признается очевидное: наряду с падением цен на нефть санкции подорвали российскую экономику и ограничили доступ к ликвидности.

Новую версию проекта бюджета на 2015 год Владимир Путин обсудил в среду с членами правительства. Еще до доклада министра финансов Антона Силуанова президент обозначил два основных параметра нового проекта бюджета: нефть — $50 за баррель, курс рубля к доллару — 61,5.

В прошлом варианте бюджет верстался из расчета $96 за баррель нефти и курса 37,7 рубля за доллар.

Стоимость нефти $50 за баррель, заложенную в проект нового бюджета, можно считать консервативной оценкой. Кстати, на похожий прогноз опирается «Роснефть». Ее бизнес-план рассчитан из цены нефти в размере $50 за баррель, но учитывает возможное временное падение до $40, сообщил в среду вице-президент компании Святослав Славинский. При верстке действующего проекта бюджета осенью прошлого года источник в правительстве утверждал, что рассматривается другой прогноз по стоимости нефти. «Такой сценарий мы тоже рассматривали — нефть по $60, но это маловероятный вариант», — говорил высокопоставленный источник.

Важный нюанс — признание «отсутствия возможности привлекать финансовые ресурсы с международных рынков», о котором сказал Силуанов

Невозможность привлекать деньги из-за рубежа связана с санкциями, и, когда Путин обозначал новые параметры проекта бюджета, уже было известно, что США продлевают экономические санкции против России еще на год. Об этом в среду объявил Барак Обама, посчитавший, что действия России в связи с военным конфликтом на Украине несут «угрозу для национальной безопасности и внешней политики США».

Признание последствий от санкций Запада — ключевое отличие нынешнего проекта бюджета. Когда верстался действующий вариант бюджета, власти утверждали, что санкции не будут иметь последствий для российской экономики.

На этом «политическая составляющая» проекта бюджета была исчерпана, и Силуанов доложил о других параметрах бюджета, переписывать которые сейчас приходится, исходя из экономических реалий. Речь зашла о дефиците бюджета. «Мы планируем дефицит на следующий год в размере 2,8 трлн руб., то есть в процентном отношении к ВВП он увеличивается с 0,6 до 3,8% ВВП», — сказал Силуанов, пояснив, что доходы бюджета снижаются на 2,6 трлн руб., расходы снижаются на 300 млрд руб.

Снижение доходной части произошло в основном за счет экспортных пошлин, НДПИ, то есть тех налогов, которые связаны с доходами от внешнеэкономической деятельности. Силуанов напомнил, что правительство готово оптимизировать «отдельные расходы на сумму чуть более триллиона рублей». И примерно на такой же объем увеличить ресурсы, необходимые для реагирования в рамках антикризисных действий.

«Если бы мы не проводили оптимизацию почти на триллион рублей, то дефицит бы возрос с 3,8 до 5,2% ВВП соответственно, мы бы потратили больше резервов», — похвалился Силуанов.

Из Резервного фонда правительство готово изъять 3,7 трлн руб. На конец текущего года в резервах останется 1,7 трлн руб. «Дефицит будет финансироваться в основном за счет резервов, которые мы накопили в предыдущие годы», — уточнил Силуанов.

Но правительство рассчитывает, что тратить в таких количествах средства из Резервного фонда в следующем году уже не придется, а в 2017-м и вовсе можно будет сбалансировать бюджет.

Зачисление дополнительных нефтегазовых доходов в резервы в текущем году не планируется. Увеличение объема Резервного фонда будет связано исключительно с курсовой разницей, прирост за счет этого планируется на 229,9 млрд. руб. Минфин видит для себя главнейшей задачей — сбалансированность бюджета и сохранение Резервного фонда. Эта практика, как считается, оправдала себя в кризис 2008–2009 годов. По крайней мере, Путин не раз хвалил за сохранение «кубышки» к кризису предыдущего главу Минфина Алексея Кудрина. Силуанов, похоже, идет тем же путем.

«Мы должны поставить сейчас задачу, еще раз повторюсь, иметь сбалансированный бюджет на ближайшую среднесрочную перспективу, с тем, чтобы сохранить резервы, с тем, чтобы подстроить свои обязательства под новые условия. Такова идеология поправок в закон о бюджете», — заключил Силуанов.

Путин не возражал. Только уточнил, когда проект бюджета будет готов для направления его в Госдуму. Силуанов попросил еще неделю на доработку после обсуждения документа на правительстве.
Правительство на своем заседании 5 марта рассмотрит поправки в бюджет, которые потребуют принятия решений уже в весеннюю сессию Госдумы, отметил Силуанов. «Мы на правительстве завтра рассматриваем поправки к закону о бюджете, — сказал министр. — Он составлен с учетом нового макропрогноза, новых внешних условий».

Минфин закладывает в бюджет инфляцию в 2015 году на уровне не выше 12,2 против 5,5% в предыдущей редакции бюджета на этот год.

Министерство финансов предлагает обеспечить сокращение в 2015–2017 годах расходов федерального бюджета ежегодно не менее чем на 5% в реальном выражении «за счет снижения неэффективных затрат, а также ограничения темпов индексации зарплат в бюджетном секторе и ряда социальных выплат».

Еще одно отличие проекта бюджета от действующей версии — признание проблем региональных бюджетов. Дефицит региональных бюджетов в этом году составит не менее 600 млрд руб., отмечал Силуанов на прошлой неделе на заседании президиума Госсовета. Улучшать структуру региональных финансов было решено за счет более точечного подхода к социальным расходам — на пенсии и зарплаты.

Например, средние зарплаты по регионам, к которым привязаны зарплаты бюджетникам, посчитаны некорректно. «Не нужно шаромыжничать, а нужно все корректно подсчитать», — призывал министр. Кроме того, для поддержки регионов им дадут больше кредитов из бюджета, что позволит заместить часть коммерческих кредитов и частично рефинансировать ранее выданные бюджетные кредиты.

Уточненный бюджет станет основой антикризисного плана правительства. Но необходимости в создании центра управления антикризисными реформами, что предложил Владимиру Путину глава Сбербанка Герман Греф, нет, говорил ранее помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов. Эту функцию должно выполнять Минэкономразвития, а создавать специальный центр в системе исполнительной власти не нужно.

В феврале Минэкономразвития представило уточненный макропрогноз на 2015 год, который и лег в основу проекта бюджета. Российская экономика в этом году вступит в полосу затяжного спада, говорится в прогнозе МЭР. В условиях сохранения сильных геополитических рисков и предположения о том, что цена на нефть в среднегодовом выражении составит $50 за баррель, предполагается, что ВВП снизится на 3%. По оценке МЭР, увеличение ассигнований на предоставление кредитов бюджетам регионов и поддержка отраслей экономики приведут к увеличению инвестиций в основной капитал примерно на 2 процентных пункта по сравнению с вариантом, не учитывающим антикризисных мер. Вместе с тем МЭР рассчитывает, что план антикризисных мер позволит сократить темпы падения ВВП в 2015 году на 0,9 процентного пункта.