Кого слушает президент

Facebook уходит в смартфоны

Чистая прибыль Facebook в 2014 году выросла на 96%

Владимир Тодоров 29.01.2015, 21:59
Dado Ruvic/Reuters

Чистая прибыль Facebook в 2014 году выросла почти в два раза, достигнув $2,94 млрд. Основными причинами роста прибыли компании стал рост аудитории мобильного приложения, а также удачное повышение монетизации соцсети. Впрочем, новая стратегия Facebook делает его зависимым от роста рынка мобильной рекламы, отмечают аналитики.

Социальная сеть Facebook сообщила о своих финансовых результатах по итогам 2014 года. За прошедший год выручка компании выросла на 58% и составила $12,47 млрд. Чистая прибыль за аналогичный период увеличилась на 96%, до $2,94 млрд. Операционная прибыль также возросла на 78% — до $4,99 млрд.

Число ежедневных активных пользователей соцсети к концу декабря 2014 года составило 890 млн человек, что на 18% выше показателя прошлого года. Число активных ежемесячных пользователей также возросло на 13%, до 1,39 млрд человек.

Рост доходов компании во многом связан с увеличением продажи рекламы в соцсети, а также ростом пользователей мобильного приложения Facebook. К концу года им ежедневно пользовались 745 млн человек. В то же время выручка от рекламы в четвертом квартале увеличилась на 53% по сравнению с прошлым годом, до $3,59 млрд.

Facebook также серьезно увеличил объем средств на приобретение сторонних компаний, следует из отчетности компании. Если в 2013 году на эти цели было потрачено $368 млн свободных денежных средств, то в 2014 году эта сумма составила $4,975 млрд. Серьезно возросли и суммы инвестиций — с $2,624 млрд в 2013 году до $5,913 млрд в 2014 году.

«Из крупных покупок в этом году можно вспомнить приобретение компании Oculus VR за $2 млрд и закрытие сделки по покупке Whatsapp. Что касается инвестиций, то основные средства были потрачены на развитие рекламных и мобильных платформ и улучшение безопасности», — считает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.

Инвестиционный аналитик компании «Фридом Финанс» Шамиль Курамшин, в свою очередь, полагает, что инвестиционные затраты Facebook в основном связаны с маркетинговыми и техническими расходами. «Крупные суммы были потрачены на маркетологические нововведения, такие как анонсированная сеть бизнес-контактов Facebook at Work, а также на модернизацию уже существующих продуктов, в том числе и мобильного приложения-мессенджера», — рассказал он «Газете.Ru».

«Почти за два года Facebook из стандартной соцсети умудрился стать мобильной компанией, при этом увеличив и долю ПК-пользователей», — отмечает Казарян.

Этим эксперт также объясняет и серьезно возросший показатель гудвилл (равен покупной стоимости компании минус справедливая рыночная стоимость чистых активов и обязательств). Если в 2013 году он составил всего $839 млн, то в 2014 году увеличился до $17,981 млрд. «Влияние Facebook в мире серьезно возросло, а с учетом развития перспективных мобильных платформ все больше крупных компаний предпочитают размещать рекламу именно в соцсети», — отмечает Казарян.

Впрочем, в будущем Facebook станет все более зависим именно от доходов с мобильной рекламы, чему способствуют и последовательно внедряемые компанией нововведения, отмечают аналитики.

«Новым трендом для Facebook становятся мобильная видеореклама, и за последнее время все больше компаний экспериментируют с размещением роликов не на YouTube, а на Facebook. Будет интересно посмотреть, как компания в этом направлении будет конкурировать с Google», — отмечает Казарян. В то же время Курамшин полагает, что руководство Facebook научилось правильно извлекать прибыль из большого числа пользователей социальной сети. «Доход компании существенно возрос, в то время как число пользователей увеличилось не столь значительно. Это означает, что Facebook удачно повышал монетизацию, в том числе за счет повышения привлекательности рекламы и растущей покупательной активности пользователей», — рассказал он.

«Наиболее важными направлениями развития станут дальнейшее продвижение на рынках развивающихся стран, а также запуск функции голосового общения в мессенджере Whatsapp.

В данном случае соцсеть столкнется с серьезным противодействием со стороны мобильных операторов», — полагает Казарян.

Согласно исследованию Pew Research, аудитория Facebook постепенно становится старше, а молодежь переключается на другие сервисы. Так, среди двух тысяч жителей США старше 18 лет активные аккаунты есть у 56% пользователей старше 65 лет. В то же время, по данным Frank N. Magid Associates, в 2014 году доля сидящих в Facebook американских тинейджеров от 13 до 17 лет составила 88%. Еще годом ранее эта цифра составляла 94%, а в 2012-м — 95%.