ЕС взялся за «цифру»

ЕС изменит порядок расчета НДС для цифровых продуктов

Владимир Тодоров 27.11.2014, 11:04
Снимок сайта ec.europa.eu

С будущего года в ЕС вступает в действие директива по расчету НДС для цифровых продуктов. Теперь налог будет выплачиваться по ставке той страны, где проживает потребитель продукта. По словам экспертов, это позволит странам ЕС увеличить налоговые поступления, однако IT-компании будут вынуждены поднять цены на продукцию и пересмотреть бизнес-стратегию.

С 1 января 2015 года в странах — членах Европейского союза вступает в действие новая директива по расчету налога на добавленную стоимость (НДС) для цифровых продуктов.

Теперь базой для расчета НДС на весь цифровой контент в ЕС станет страна, в которой проживает покупатель продукта.То есть если, к примеру, потребитель из Франции приобрел IT-продукт американской компании, то эта компания заплатит НДС по французской ставке. Ранее же налог выплачивался в стране регистрации продавца.

Новое правило расчета применительно ко всем 28 странам — членам Европейского союза.

Директива будет действовать в отношении музыки, фильмов, электронных книг, приложений, программ и прочего цифрового контента, распространяемого через интернет. Кроме того, новые правила коснутся любых платных онлайн-сервисов, а также онлайн-казино.

Как говорится в документе, новые нормы обязательны к исполнению для всех существующих и будущих поставщиков товаров и услуг, которые хотят вести бизнес на территории ЕС. По словам составителей директивы, нововведения должны устранить конкурентное неравенство между иностранными и европейскими продавцами цифрового контента. При этом они полагают, что принятие директивы не слишком ударит по европейским компаниям и потребителям. Первые, по их словам, уже платят НДС по местным ставкам. Потребители же не особенно почувствуют разницу, поскольку налог уже включен в рыночную стоимость продукта.

Принятие директивы уже вызвало резкую критику со стороны интернет-деятелей. В частности, бывший генеральный директор «ВКонтакте» Павел Дуров отметил опасность директивы для европейского интернет-бизнеса.

«Европа постепенно убьет свой цифровой рынок этими новыми нормами расчета НДС в следующем году. Почему бы просто не поучиться у США?» — написал Дуров в своем аккаунте в Twitter.

В США федеральный налог на добавленную стоимость отсутствует. Вместо него существует налог с продаж в размере 5–10% от стоимости товара, который индивидуально устанавливается властями каждого из штатов.

Эксперты также уверены, что новые правила налогообложения серьезно ударят по интернет-бизнесу в Европе.

Дело в том, что многие ведущие бизнес на территории ЕС иностранные IT-компании активно использовали преимущество расчета НДС по стране регистрации. В результате они открывали коммерческий филиал в странах ЕС с наиболее низкой налоговой ставкой, что позволяло существенно экономить на размере выплат.

Наиболее популярной страной для регистрации филиалов стал Люксембург, где ставка НДС составляет 15%.

В частности, в Люксембурге зарегистрированы коммерческие филиалы многих западных интернет-компаний, таких как Amazon, AOL, Microsoft, Apple, Spotify, Twitter и eBay. Кроме того, многие компании также регистрировали коммерческие отделения в Ирландии, где существует развитая система налоговых льгот.

Стоит отметить, что на сегодня средняя ставка НДС на территории ЕС составляет 21,54%, однако она существенно варьируется в зависимости от страны. Так, в Великобритании она составляет 20%, в то время как в Венгрии — 27%.

Кроме того, помимо возросших налоговых выплат, компаниям также придется собирать информацию о местоположении потребителей для корректного расчета суммы НДС, что также увеличит финансовую нагрузку на компании.

Согласно опросу KPMG, 75% опрошенных IT-компаний планируют с января будущего года поднять цены на свои продукты и услуги. По подсчетам аналитиков, в некоторых странах с высокой ставкой НДС стоимость цифровых продуктов может возрасти на 11%.

Примечательно, что многие IT-компании до сих пор не озаботились проблемой скорого вступления директивы в силу. Так, 62% представителей малого и среднего интернет-бизнеса и вовсе не знают о новой директиве ЕС.

В целом эксперты KPMG отмечают, что вступление директивы в силу заставит IT-компании существенно изменить модель ведения бизнеса в Европе. Особенно это коснется работы коммерческих филиалов, клиентских баз данных и процесса аудита.

«Новая директива существенно увеличит долговую нагрузку для компаний, а также приведет к развитию новых механизмов ухода от налогов», — считает эксперт KPMG по налоговому законодательству Аманда Тикел.
По ее словам, теперь IT-компании начнут массово регистрировать филиалы в каждой стране ЕС, а также массово развивать «серые» схемы предоставления товаров и услуг.

Вместе с тем эксперт отметила и вероятные прибавки в бюджет ряда стран ЕС. Так, по подсчетам KPMG, действие директивы может в 2015 году принести британской экономике более £300 млн, поскольку весь объем НДС с британских клиентов IT-компаний пойдет в госбюджет страны.

«Однако без потерь не обойдется: либо сами компании недосчитаются прибыли, либо клиенты столкнутся с повышением цен», — подытожила Тикел.

Спокойно могут вздохнуть лишь создатели приложений для iOS и Android. Как сообщил порталу Techcrunch источник в департаменте бизнеса и инноваций правительства Великобритании, власти ЕС согласились не применять действие директивы в отношении AppStore и Google Play. Это поможет разработчикам приложений для смартфонов избежать увеличения налоговой нагрузки.