Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Китайцы продают без инвестиций

Китай намерен использовать инфраструктуру Приморского края для торговли с Россией

Китайцы планируют использовать российские логистические мощности в Приморском крае, где ГК «Сумма» хочет возводить порт Зарубино стоимостью $1 млрд. Порт представляет интерес для Китая, наращивающего обороты экспорта и импорта зерна. Правда, вопрос финансирования строительства порта и загрузки его мощностей, на увеличении которых настаивают китайцы, остается открытым.

Власти китайской провинции Цзилинь предлагают создать логистический центр на своей территории для развития проекта строительства порта Зарубино в Приморском крае. Об этом заявил губернатор провинции Баинь Чаолу в ходе встречи с главой Минвостокразвития Александром Галушкой.

Зерновой порт Зарубино представляет большой интерес для китайских экспортеров и импортеров зерна. Ранее Хэйлунцзянская и Цзилиньская зерновые компании уже заявили, что планируют переваливать в год до 22–25 млн тонн зерновых и других сельскохозяйственных грузов через зарубинский зерновой терминал. В первом полугодии этого года экспорт зерна в Китай вырос в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Однако реализация данного проекта остается под большим вопросом, отмечают эксперты. Главной проблемой проекта порта Зарубино остается вопрос его финансирования.

Общая стоимость проекта, который разрабатывается совместно с FESCO, входящей в «Сумму», составляет 40 млрд руб. Из них 7 млрд руб. будут выделены из федерального бюджета. Необходимые средства уже заложены в ФЦП по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Оставшиеся 33 млрд руб. должны быть предоставлены частными инвесторами, поиском которых руководство компании активно занимается.

Первым вариантом развития Зарубино могли бы стать именно китайские инвестиции: в мае компания заключила предварительное соглашение с китайским бизнесом. Соглашение, правда, не предполагает прямого финансирования, речь идет о заинтересованности КНР в расширении торговли в регионе.

Другая проблема, связанная с китайскими инвесторами, кроется в их желании увеличить проектную мощность порта. По планам «Суммы», суммарная мощность порта составит 80 млн тонн в год, однако теперь ее хотят увеличить до 100 млн тонн, так как китайские партнеры, на которых рассчитано строительство терминалов, заявили, что готовы переваливать большие объемы.

Увеличение мощности повлечет и серьезный рост вложений в проект — по предварительным оценкам, с $1 млрд до $3 млрд частных и государственных инвестиций.

Крупные российские компании, которые могли бы быть заинтересованы в портовых мощностях Зарубино, тоже не спешат инвестировать в проект. Так, например, «Сумма» ведет переговоры с «Русалом» о строительстве в порту глиноземного терминала на 2 млн тонн. Сейчас компания ввозит глинозем через порт Ванино, и вкладывать живые деньги в строительство новых терминалов для компании затруднительно. У «Русала» высокая долговая нагрузка и ситуация перепроизводства на фоне падения цен на алюминий, поэтому финансирование нового перевалочного терминала сейчас совсем не ко времени.

На данный момент еще не определено, будет ли алюминиевый гигант соинвестировать в строительство или ограничится заявлением о перевалке определенного объема грузов через порт. Получить оперативный комментарий компании не удалось.

Эксперты сомневаются, что «Русал» все же примет положительное решение по проекту порта. Так, Надежда Малышева из Portnews сомневается, что подходы к Зарубино смогут обеспечить перевозку заявленных грузов, и считает, что говорить об участии в проекте «Русала» преждевременно. Владимир Савчук из ИПЕМ добавляет, что организация перевозки глинозема зерновозами сложна: технология погрузки и выгрузки разная, а вагоны придется промывать, что увеличит время оборачиваемости парка.

Еще одна важная проблема Зарубино заключается в том, что при разработке порта не было в должной степени учтено влияние модернизации «Восточного полигона» на грузопотоки.

Аудиторы в лице Deloitte, Deutsche Bahn, Sberbank CIB, Ernst&Young, ВТБ и ряда других крупнейших компаний пока не подтвердили оптимистические прогнозы «Суммы» по росту грузооборота в направлении порта Зарубино в результате реализации проекта БАМ-2.

Даже если порт построят с заявленными мощностями, в его направлении может не пойти необходимый поток грузов. Переброска финансирования РЖД с расшивки узких мест «Восточного полигона» на развитие подъездов к Зарубино практически исключена, так как финансирование БАМ-2 уже расписано по проектам и утверждено.

Новости и материалы
В Москве ожидается мокрый снег 8 мая
Глава МИД Белоруссии заявил, что Запад с помощью санкций пытается вызвать в стране кризис
В Томской области в трех поселениях ввели режим ЧС
Российские военные не допустили перегруппировку ВСУ на Днепре
Полковник объяснил значение Часова Яра для России
В МВФ заявили, что доллар США сохраняет доминирующее положение в мировой торговле
В подконтрольном Киеву Запорожье произошли взрывы
Россиянам дали советы, как быстро освоить иностранный язык перед поездкой
Бундестаг обратил внимание на письма к Шольцу о прекращении конфликта на Украине
Эксперт озвучила экологичную альтернативу жидкости для розжига углей
Названы причины меньшего начисления пенсии
Британская AstraZeneca отзывает свою вакцину от COVID-19 после скандала
В США озвучили условия приостановки поставок оружия Израилю
США начали в Европе учения Astral Knight 2024 с участием 5 тыс. военных
Стоматолог предупредил, почему опасно ходить со старыми коронками
США и Румыния подтвердили готовность продолжать поддержку Украины
Шойгу поздравил российских военных, освободивших села Соловьёво и Котляровка
«Роскосмос» выразил доверие Маску в вопросе марсианских цивилизаций
Все новости