Экспресс-подставка

Операторы экспресс-почты могут прекратить доставку личных покупок из-за рубежа

Екатерина Брызгалова, Александр Орлов, Аида Байдавлетова, Илья Ильин 23.01.2014, 22:14
AFP/Getty Images

Федеральная таможенная служба потребовала от почтовых операторов соблюдать законодательство и предоставлять полные данные о покупателе, однако те оказались к этому не готовы. В результате экспресс-доставка посылок в Россию из-за рубежа может прекратиться.

Крупнейшие российские и иностранные операторы, входящие в Ассоциацию экспресс-перевозчиков (АСЭП), объявили о прекращении доставки из-за рубежа в Россию мелких грузов, содержащих вещи для личного потребления. Об этом говорится в письме ассоциации, которое датируется 20 января 2014 года.

Причина приостановки – усложнение порядка оформления грузов. Требования для оформления таможенного груза включают в себя оригинал выписки из банковского счета, подлинники договора с интернет-магазином, ксерокопию паспорта, которая должна включать в себя страницу с указанием прописки. В случае если адрес доставки товара не совпадает с адресом, указанным получателем, необходимо предоставить письменное пояснение причин.

Никаких изменений в законодательстве не произошло – просто Федеральная таможенная служба потребовала исполнения закона. Операторов об этом предупредили заранее, однако они не смогли достаточным образом подготовиться, сказал «Газете.Ru» замминистра Минкомсвязи Михаил Евраев.

«Никаких изменений в действующем законодательстве не произошло, ФТС только начала требовать его исполнения, о чем операторы были предупреждены на прошлой неделе, но в результате оказались не готовы», — говорит Евраев.

«Все это похоже на раздутый мыльный пузырь. Никакого ужесточения со стороны ФТС не было, — подтвердили «Газете.Ru» в «СПСР Экспресс». — Пакет документов должен был прилагаться к каждому ввозимому грузу и раньше, но таможня его требовала, только если этот груз вызывал у инспектора какие-то подозрения».

Неготовность операторов вынудила их отказаться от услуги доставки личных грузов. «В новых условиях объемы прибывающих экспресс-грузов значительно превышают количество грузов, выпускаемых в свободное обращение, — говорится в письме АСЭП. – Новый порядок делает невозможным оказание компаниями — членами АСЭП уровня сервиса, ожидаемого нашими клиентами».

В ассоциацию входят крупнейшие операторы DHL, DPN, «Пони Экспресс», СПСР, TNT, FedEx, UPS.

Оператор экспресс-доставки DHL подтвердил, что присоединяется к акции и приостанавливает доставку мелких грузов. «С 27 января 2014 года компания приняла решение полностью прекратить импорт в Россию всех грузов для личного пользования», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе оператора, отметив, что с 2010 года компания не импортирует грузы в адрес физических лиц, за исключением нескольких проектов.

Однако не все участники ассоциации поддерживают меры по отказу от доставки личных грузов. Представитель «СПСР Экспресс» сообщил «Газете.Ru», что компания продолжает работать в штатном режиме. «СПСР Экспресс» как осуществляла доставку частным лицам из интернет-магазинов, так и будет осуществлять ее и дальше. Эти изменения никак не повлияют на нашу работу. Компания работает в штатном режиме, — сказал руководитель пиар-отдела «CПСР Экспресс» Алла Федоткина. — Мы и раньше собирали весь пакет документов, который необходим таможенникам».

Для того чтобы упростить условия доставки грузов, необходимо изменить законодательство. Евраев предложил операторам разработать соответствующие поправки.

«Если мы говорим про упрощение таможенного оформления, то необходимо менять законодательство, — подчеркнул он. — Важно, чтобы сами участники рынка проявляли активность. Было бы здорово, если бы операторы, которые понимают, каким образом можно упростить процедуру, подготовили такие предложения. Мы готовы их оперативно рассмотреть совместно с ФТС. Я сегодня переговорил с АСЭТ и предложил им подготовить такие изменения действующего законодательства».

Это не первое ужесточение, которое касается зарубежных интернет-покупок. Ранее Минкомсвязи выступило с инициативой снизить планку не облагаемых ввозной пошлиной интернет-покупок, совершаемых за рубежом, с €1000 до €150. С аналогичным предложением до этого выступала и ФТС, однако никаких изменений пока не произошло. Участники рынка опасаются, что такие меры будут также способствовать снижению количества заказов товаров в иностранных интернет-магазинах. Общество защиты прав потребителей уже выступило с предложением бойкотировать крупнейшие российские интернет-магазины, которые лоббировали принятие этих поправок.

Ограничительные меры на покупки в интернет-магазинах было решено принять летом 2013 года, когда «Почта России» не смогла справиться с доставкой грузов из московских аэропортов, говорит источник, близкий к замминистра Минкомсвязи. Уже тогда руководством ФТС прорабатывался вопрос о введении дополнительных налоговых обременений на грузы и посылки объемом уже ниже €1000.

«Ограничения должны были поспособствовать повышению отчислений в бюджет, снижению нагрузки на «Почту России» (т.е. чем меньше покупают, тем лучше), увеличению оборота в российских интернет-магазинах. В том числе говорилось, что меры принимаются в интересах Ozon.

После того как ситуация с нерастаможенными грузами разрешилась, было принято решение отложить принятие данных мер. Но в конце 2013 года президент России Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию попросил обратить внимание на интернет-торговлю как на один из способов пополнить бюджет», — говорит собеседник издания в отрасли.

«Почта России» в этой ситуации может перехватить значительную долю рынка доставки личных грузов из-за рубежа.

В «Почте России» корреспонденту «Газеты.Ru» сообщили, что готовы к увеличению объемов отправлений.

Однако требования ФТС могут доставить неудобства самим покупателям, а операторы потеряют своих клиентов, предупреждают эксперты. «Сложность в том, что ФТС требует полной индикации личности получателя, а не просто адрес направляемой посылки. В результате этого они могут потерять потребителей», — говорит генеральный директор исследовательского агентства InfraNews, независимый транспортный эксперт Алексей Безбородов.

В то же время иностранные операторы экспресс-доставки имеют опыт работы в таких ситуациях и могут добиться изменений закона, говорит Безбородов.

Требования ФТС по соблюдению законодательства не скажутся на уровне интернет-покупок, совершаемых за рубежом, в отличие от тех мер, которые предлагает Минфин, говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. «Доля этих перевозчиков, по разным оценкам, колеблется в районе 2%, поэтому их уход на рынок никак не повлияет. Единственные пострадавшие — это клиенты зарубежных сайтов, которые осуществляют доставки исключительно с помощью DHL или, например, UPS. Клиентов других интернет-площадок, где есть возможность выбора способов доставки, это вообще никак не затронет. Хотя, с другой стороны, что такое 2% от общего объема? Это полмиллиона человек», — говорит он.

План ФТС по перечислениям в федеральный бюджет на 2014 год ранее увеличили на 0,7% по сравнению с заданием на 2013 год. Теперь он составит 6,506 трлн руб. В прошлом году таможенники перевыполнили план по сбору доходов и перечислили в бюджет 6,565 трлн руб. вместо плановых 6,46 трлн руб. Получить оперативный комментарий от ФТС не удалось.