Судостроительный завод «Северная верфь», входящий в «Объединенную промышленную корпорацию» Сергея Пугачева, подал иски к Сбербанку, ВТБ и Альфа-банку. Сумма исков превышает 5 млрд рублей.
Иски были поданы в арбитражные суды Москвы и Петербурга (к Сбербанку). Представитель московского суда подтвердил «Газете.Ru» информацию о том, что иски зарегистрированы. Сумма иска к ВТБ составляет 1,471 млрд рублей, к Альфа-банку – 2,945 млрд рублей, к Сбербанку — около 750 млн рублей.
В качестве третьих лиц по обоим искам в московский суд привлечены министерство обороны, Минфин, а также Внешэкономбанк.
«Судостроители просят суд обязать эти банки выдать кредиты в исполнение распоряжения правительства. Кроме того, «Северная верфь» требует возмещения банками убытков, вызванных невыдачей кредитов», — говорится в комментарии «Северной верфи».
В середине сентября судостроительный завод получил от правительства гарантии по кредитам для выполнения гособоронзаказа. Сумма гарантий превысила 22 млрд рублей. Гарантии предоставлялись по кредитам Сбербанка (6,63 млрд рублей), а также ВТБ (2,9 млрд рублей) и Альфа-банка (12,6 млрд рублей) до 31 декабря 2015 года.
«Тем не менее, хотя все перечисленные банки дали свое согласие на участие в программе финансирования гособоронзаказа, в том числе в сотрудничестве с «Северной верфью», в настоящее время банки саботируют решения главы правительства Владимира Путина», — подчеркивают в «Северной верфи».
«На «Северной верфи» сейчас сосредоточено 75% надводного военного кораблестроения России. До сих пор «Северная верфь» была единственным судостроительным предприятием, исполнявшим гособоронзаказ точно в срок и не имевшим трудностей в заключении контрактов по гособоронзаказу с Минобороны», — приводит пресс-служба слова гендиректора завода Андрея Фомичева.
Согласно госпрограмме, верфь до 2018 года должна сдать Минобороны серию из шести корветов проектов 23180 и 23185 (модернизированный проект 23180) и до 2020 года — серию из шести фрегатов проекта 22350. Также на заводе строятся четыре корвета проекта 20380, два фрегата проекта 22350 и специальное судно связи проекта 18280 для ВМФ России.
Сейчас верфь вместе с «Балтийским заводом» и ЦКБ «Айсберг» входит в «Объединенную промышленную корпорацию» (ОПК) Сергея Пугачева и находятся в залоге у Центробанка по невозвращенному кредиту на 32 млрд рублей, выданному Межпромбанку, принадлежащему экс-сенатору. По делу о взыскании залога ведется судебное разбирательство в суде. По итогам разбирательств права собственности на заводы перейдут к ЦБ, после оценки активов будет проведен аукцион по их продаже.
Основной претендент на покупку судостроительных активов ОПК — государственная «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК).
Пока ЦБ передал судостроительные предприятия под управление ОСК. В госкорпорации не прокомментировали иски «Северной верфи». Представитель корпорации Алексей Кравченко пояснил, что «Северная верфь» была передана в управление ОСК «только на словах».
«Мы подавали требование с просьбой о собрании акционеров 20 февраля в соответствии с внутренним регламентом компании и законом об акционерных обществах. Но оно было проигнорировано — на наш взгляд, с грубым нарушением требований закона. Запрос созыва совета директоров с повесткой дня о назначении нового главного бухгалтера и заместителя по финансам также не был одобрен менеджментом «Северной верфи». Никаких документов, чтобы иметь понимание о ситуации на заводе, у нас нет.
На этом фоне намерение менеджмента верфи, который столь вольно обращается с федеральным и корпоративным законодательством, отстаивать свои якобы попранные права в суде для нас не представляет интереса и тем более не вызывает доверия», — сообщил «Газете.Ru» представитель ОСК Алексей Кравченко.
В пресс-службе ВТБ сообщили, что пока не получали никаких документов, воздержавшись от дальнейших комментариев. Альфа-банк также отказался от комментариев. В Сбербанке оперативно комментарий получить не удалось.
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова не исключает досудебного урегулирования конфликта. «Но, если соглашения с банками не предусматривают ограничений по ставкам, банки могут запросить максимально высокие проценты, чтобы отразить риск заемщика и демотивировать брать у них кредит», — говорит Андреянова.
По ее словам, гарантии государства существуют, «но, насколько реализация заказа для них выгодна, вопрос».
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Дмитрий Васильев считает, что непредоставление кредитов банками – «бюрократический вопрос, но долгих разбирательств не будет».
Вероятно, «Северная верфь» и банки пойдут на урегулирование претензий в досудебном порядке, соглашается он. Тендер на судостроительные активы Пугачева будет проводиться в следующем году, напоминает Васильев, и до этого момента вопрос с выдачей кредитов на гособоронзаказ будет решен.