«Сноб» попал под «Дождь»

Прохоров уволил руководство медиахолдинга «Живи!»

Ольга Танас, Петр Канаев 29.10.2011, 14:35
Прохоров меняет руководство «Сноба» ИТАР-ТАСС
Прохоров меняет руководство «Сноба»

Михаил Прохоров уволил руководство медиахолдинга «Живи!» и ведет переговоры о покупке активов Натальи Синдеевой, среди которых телеканал «Дождь», журнал «Большой город» и интернет-издание Slon.ru. СМИ остаются имиджевым проектом для предпринимателя, уверены медиаменеджеры. Возврат инвестиций может затянуться на десятилетия.

Основатель проекта «Сноб» Владимир Яковлев уволен из медиагруппы «Живи!», сообщил инвестфонд «Онэксим», подконтрольный предпринимателю Михаилу Прохорову. Также уволен гендиректор «Живи!» Юрий Кацман, он останется главным редактором журнала F5 (входит в медиагруппу).

«Живи!» включает печатные издания «Сноб», F5, «Русский пионер», кабельный телеканал «Живи!» и сайты snob.ru, f5.ru.

Также среди медиаактивов Прохорова холдинг РБК, глава которого Сергей Лаврухин теперь назначен гендиректором «Живи!». Он же занимает пост исполнительного директора «Онэксим».

«Сноб» запустили в кризисном 2008 году как проект для global russians — премиальной аудитории. Заявленный объем инвестиций в проект составил около $50 млн. На первом этапе холдинг запустил глянцевый журнал «Сноб», распространяющийся в нескольких странах, и одноименный мультимедийный портал.

Участники медийного рынка были удивлены масштабом инвестпрограммы и изначально сомневались в реалистичности бизнес-плана. Но руководство «Живи!» и представители «Онэксим» неоднократно заявляли о намерении вывести «Сноб» на самоокупаемость в 2011 году.

Главная претензия к Яковлеву – несоответствие финансовых показателей плану, говорят топ-менеджеры двух крупных российских медиахолдингов на условиях анонимности.

Компания «уделит гораздо больше внимания коммерческой эффективности», уточняет «Онэксим».

«Реализация этой стратегии потребует иного подхода со стороны управленческой команды группы. Мы верим в перспективы развития медиагруппы и ее важнейшей части – проекта «Сноб», — объясняют в инвестфонде Прохорова.

Претензии возникли из-за денег, признал Яковлев. «Одна из основных претензий, указанных в письме Дмитрия Разумова (глава «Онэксим». – «Газета.Ru»), заключалась в том, что в текущем году мы зарабатываем 250 млн рублей вместо примерно 400 запланированных», — написал на сайте «Сноба» экс-президент «Живи!». Он признает, что плановый показатель по выручке вряд ли будет достигнут до конца года, но «уже во втором полугодии текущего года проект вышел на самоокупаемость, что для медийного проекта на третий год существования является очень хорошим результатом».

Леонид Бершидский, основатель проекта Slon.ru, заметил, что расходы на медийный проект Прохорова в последнее время существенно сократились. «За год «Сноб» поджался: у них действительно появилась синергия между сайтом и печатным изданием. Теоретически, если дальше идти по этому пути, можно выйти на операционный ноль», — не исключает он.

Совладелец «Ньюс медиа рус» Арам Габрелянов скептичен: «Думаю, что в ближайшие десять лет проект вряд ли бы окупился. Я бы за него не взялся: там нет ниши, где можно было бы заработать».

С точки зрения Виктора Шкулева, совладельца издательского дома HFS, это проект пока убыточный, и, вероятнее всего, он бы еще долго оставался убыточным, если бы сохранился в таком виде, как сейчас:

«Это очень специфическая ниша, очень маленькая, и, чтобы здесь зарабатывать деньги, нужно вести бизнес аккуратно. Но мы видим, что в «Снобе» все происходит на широкую ногу, с размахом, все очень дорого. Если сравнивать себестоимость страницы «Сноба» и аналогового журнала, то видно невооруженным взглядом, что это намного дороже. Поэтому «Сноб» было бы сложно рассматривать как бизнес-проект. Если рассматривать его как проект для самовыражения, это отличный проект. Но рано или поздно владельцу бизнеса это надоест, потому что самовыражение, как правило, имеет временной предел и на первый план выходят задачи бизнеса».

«Как имиджевый проект это красиво, стильно и, можно сказать, понтливо, но как бизнес… Я бы не взялся», — согласен Габрелянов.

Топ-менеджер западного издательского дома, работающего в России, говорит о возможном закрытии «Сноба» или бумажного журнала, входящего в проект.

Но Лаврухин из «Онэксим» это опровергает. «Полная чушь, — сказал он Forbes. — Ничего не хотим закрывать — наоборот, хотим развиваться. Реклама идет, рекламодатели верят в проект. Мы считаем, что бумажная версия очень хорошо себя чувствует».

Топ-менеджер, напротив, не исключил расширения медийных активов «Онэксим» за счет покупки бизнеса у Натальи Синдеевой. Сейчас связанным с ней структурам принадлежат телеканал «Дождь», журнал «Большой город» и онлайн-издание Slon.ru.

Синдеева на своей странице в Facebook подтвердила факт переговоров, но уточнила, что «телеканал никому не продан». «Ответ простой – нам нужны инвестиции для дальнейшего технического и контентного развития телеканала. Речь идет именно о привлечении еще одного инвестора, а не о продаже канала», — объяснила она.

Переговоры касаются всех медийных проектов, а не только телеканала, заметил Лаврухин.

«Наталья Синдеева и Александр Винокуров строили проекты на свои деньги, — напоминает Бершидский, их партнер по проекту Slon.ru. -— При всей своей креативности, они достаточно затратны. А денег столько, сколько есть у Прохорова, у них нет. Если такой покупатель интересуется – это праздник для любого человека, у которого есть что продать».

Политического интереса в покупке «Дождя», на эфиры которого приходили президент Дмитрий Медведев и пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков, у Прохорова нет, уверен он.

Инвестконсультант, специализирующийся на сделках с медиаактивами, говорит, что переговоры между Синдеевой и представителями фонда «Онэксим» ведутся несколько месяцев. «Но это похоже на танцы. Финансистов из инвестфонда можно убедить только с помощью конкретных цифр, желательно без минуса», — скептичен он.