Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Киотский протокол пошел лесом

Россию не устраивает документ, который должен прийти на смену Киотскому протоколу

Продление действия Киотского протокола в существующем формате не решит проблему изменения климата, заявляет Россия. Обязательства стран должны соответствовать уровню экономик, а также следует учесть роль российских лесов в улучшении климата, считают отечественные чиновники. Экспертов такая позиция удивляет.

Россия не считает продление Киотского протокола в существующем формате решением проблемы изменения климата. Новое международное климатическое соглашение на период после 2012 года должно подразумевать «справедливый и сопоставимый характер нагрузки на национальную экономику, учитывать индивидуальные особенности стран, включая уровень их социально-экономического развития, структуру экономики и торговли, природно-климатическую специфику», говорится в подготовленных Россией к саммиту G20 в Сеуле документах.

Россия готова выполнять взятые на себя обязательства по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. Но при этом выдвигает ряд условий. В частности, эти меры по борьбе с изменением климата «не должны служить средством произвольной или необоснованной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли». Поэтому Россия не поддерживает любые формы тарифного и нетарифного регулирования международной торговли в части продвижения на рынки стран экологически чистых и «дружественных климату» технологий, товаров и услуг.

Также Россия настаивает на необходимости учета в соглашении лесного потенциала страны.

«Лес — это легкие нашей планеты, и поэтому Российская Федерация настаивает на адекватном учете потенциала лесов в решении проблемы изменения климата», — говорится в документе.

Экспертов позиция России по Киотскому протоколу удивляет. «Понятно, что было бы хорошо иметь соглашение, где все страны имеют адекватные обязательства. Но достичь этого практически невозможно. Следующий договор, каким бы он ни был, все равно будет компромиссом», — говорит директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин.

Что касается учета в квоте роли лесов, то эта преференция в рамках «Киото» предусмотрена лишь для развивающихся стран и Россия не вправе на нее претендовать.

Понятно желание России оформить новый протокол таким образом, чтобы у нее вновь оказались невыбранные квоты на выбросы, которые она могла бы продавать зарубежным партнерам, говорят эксперты. Именно такие условия обеспечивает ей ныне действующий Киотский протокол. Согласно ему, все его участники обязались к 2012 году сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на 10% к уровню 1990 года. Но в России ситуация была особая: падение промпроизводства в девяностые годы создало для нее большой запас по выбросам углекислого газа, так что она могла их не только не сокращать, но даже и продавать неиспользованные квоты. Сейчас неизрасходованная квота России на выбросы СО2 в рамках Киотского протокола оценивается в 6 млрд тонн.

Но власти ЕС заинтересованы в том, чтобы европейские предприятия тратили деньги на повышение энергоэффективности своего производства, а не на покупку российских квот, потому вряд ли пойдут на создание для России особых условий, говорит Юлкин.

С учетом радикальной позиции России, на ближайших встречах по проблемам климата, которые пройдут в мексиканском Канкуне, а затем в южноафриканском Йоханнесбурге, новый протокол вряд ли будет подписан. Но если не удастся договориться сейчас, то надо взять паузу хотя бы до 2015 года, работать по старому протоколу, считают эксперты. Иначе подвисает рынок торговли квотами, на котором российские предприятия тоже могут заработать. В конце июля Минэкономразвития одобрило результаты первого в России конкурса таких проектов. Победили 15 компаний, среди которых оказались проекты «Газпром нефти», «Роснефти», «Сибура» и других. Объем сокращений выбросов углекислого газа за счет этих проектов составит более 40 млн тонн и стоит порядка €472 млн.

«Конечно, Россия может вообще выйти из «Киото», — говорит Юлкин. — Но зачем тогда говорить о модернизации?

Мы и так отстали на эпоху. Сегодня наша энергоэффективность в 3—4 раза ниже, чем в Европе, а будет в 5—6 раз.

Но самое главное: снижение выбросов на 80% к 2050 году, которое приняли для себя страны-участники, означает, что Европа откажется от нашей нефти и газа. И что тогда Россия будет продавать миру?»

Новости и материалы
В российской гимназии первоклассникам раздали задание на украинском языке
Посол РФ оценил усилия ряда стран по искажению событий Второй мировой войны
Ольга Бузова пожаловалась на финансовые трудности: «Да, экономлю»
В Приамурье двое детей уехали кататься на велосипедах и пропали
Стало известно, как избежать слабости во время тренировок
В DxOMark определили смартфон с лучшей камерой в первой половине 2024 года
Россиянам рассказали, могут ли их лишить водительских прав за улучшение авто
Израиль назвал своими гражданами Пугачеву и других российских репатриантов
Свекровь Хейли Бибер публично отреагировала на новость о беременности
«Засунул к жукам и змеям»: Бузова вспомнила, как Шнуров испытал ее на прочность
В Сумах произошли взрывы
Совфед проведет заседание 14 мая для обсуждения кандидатур в кабмин и СП
Над российским регионом уничтожены два реактивных снаряда РСЗО «Ольха»
Голлум станет героем нового фильма по «Властелину колец»
Мать мальчиков, найденных в подвале дома в Петербурге, выкрала их из больницы
Черчесов оценил шансы Миранчука выйти на поле в финале Лиги Европы
ВСУ обстреляли за сутки семь населенных пунктов левобережья Днепра в Херсонской области
Вера Брежнева опубликовала редкое фото старшей дочери на выпускном в США
Все новости