Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Болгария переключилась на газ

Согласившись на «Южный поток», Болгария отказывается от нефтепровода Бургас — Александруполис

Согласившись на «Южный поток», Болгария отказывается от нефтепровода Бургас — Александруполис. Это выгодно и России, которая не знает, как свернуть этот проект, не потеряв лицо, и сосредоточить усилия на альтернативном нефтепроводе Самсун — Джейхан. Но эксперты считают, что в результате возрастет зависимость России от Турции.

Болгария согласилась участвовать в «Южном потоке» — «дорожная карта» прокладки трубы будет подписана 16 июля. «Будем считать, что получено полное понимание со стороны болгарского правительства о том, что Болгария входит в проект «Южный поток», — заявил первый вице-премьер Виктор Зубков по итогам переговоров в Софии, подчеркнув, что намерение болгарской стороны присоединиться к проекту подтвердил премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. В «дорожной карте», по словам Зубкова, решен весь комплекс вопросов, связанных с реализацией проекта на территории Болгарии, и конкретная работа уже началась.

Еще совсем недавно Болгария не хотела входить в «Южный поток», однако, после того как «Газпром» всерьез начал обсуждать возможность прокладки трубы через Румынию, болгары одумались.

Российская сторона заверила Болгарию, что несмотря на снижение потребления газа в Европе, вызванное новой волной кризиса, «Южный поток» будет загружен, и, таким образом, болгарская сторона не лишится доходов в виде платы за транзит.

А вот от другого проекта, который Россия собиралась реализовать при участии Болгарии, судя по всему, придется отказаться. Бойко Борисов заявил, что Болгария больше не заинтересована в нефтепроводе Бургас — Александруполис и намерена выйти из соглашения с Россией и Грецией. По словам Борисова, такое решение вызвано катастрофой на платформе British Petroleum в Мексиканском заливе, последствия которой до сих пор не удалось ликвидировать.

О своем желании выйти из проекта Болгария говорила и раньше. В конце прошлого июля глава минфина республики Симеон Данков заявлял, что у нее попросту нет денег для реализации крупных проектов. Тогда он ссылался на последствия глобального экономического кризиса. Но эксперты предполагали, что болгары лишь ведут торг — пытаются добиться для себя преференций, свалив при этом финансирование строительства на партнеров.

Трехстороннее соглашение по Бургас — Александруполису было подписано еще в 2007 году. Российская нефть, поставляемая танкерами из Новороссийска в болгарский Бургас, оттуда по трубе должна идти до греческого Александруполиса, откуда ее часть будет направлена на НПЗ Греции, а часть снова по морю будет переправляться в порты Средиземного моря. Проект призван разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы, буквально забитые нефтяными танкерами.

Отказ Болгарии будет означать крах проекта. Но ситуация изменилась, и отказ болгар не станет трагедией — скорее, наоборот. Дело в том, что существует альтернативный проект нефтепровода – труба Самсун — Джейхан, соглашение о строительстве которой подписали Россия, Турция и Италия. Эта труба должна пройти через турецкую территорию, от Самсуна на черноморском побережье до Джейхана на средиземноморском, и далее нефть опять же пойдет танкерами в порты Средиземноморья. Основная задача проекта та же, что и у Бургас — Александруполиса, — разгрузить проливы.

«Участие России в строительстве Самсун — Джейхана было условием, при котором Турция поддержит российский проект газопровода «Южный поток», — напоминает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – И Турция весьма агрессивно лоббирует свой нефтепровод».

А две, по сути, одинаковые нефтяные трубы никому не нужны. «Поэтому, отказываясь от Бургас — Александруполиса, Болгария оказывает России большую услугу, так как Россия сама хочет выйти из этого проекта, но не знает, как это сделать «поприличней», — объясняет эксперт. – А выход Болгарии избавит Россию от мучительных объяснений, почему она сделала выбор в пользу турецкого проекта».

Однако с политической точки зрения выбор в пользу Турции является для России далеко не оптимальным, добавляет эксперт. Ведь Бургас — Александруполис изначально задумывался именно как способ избавиться от постоянного давления Турции, которая периодически пыталась шантажировать поставщиков нефти загруженностью Босфора и Дарданелл. «А теперь Россия строит нефтепровод именно через турецкую территорию, — подчеркивает Симонов. – И таким образом становится привязанной к Турции очень плотно».

Новости и материалы
Стала известна задача «Динамо» на оставшуюся часть сезона РПЛ
Ученые показали фото весенних «пауков» на поверхности Марса
Экономист оценил прогноз Минэкономразвития по доллару
Разметку для контроля дистанции нанесут на трассе М-4 «Дон»
В РГПУ им. Герцена рассказали, что закрыли свой центр Ивана Ильина
Российские ПВО за неделю сбили украинские МИГ-29 и СУ-25
Строители во время сноса школы нашли 104-летнюю капсулу времени
Экран бюджетного Samsung оказался лучше, чем у iPhone 14 Pro Max
В центре Москвы поймали змею необычного окраса
Фигурист Плющенко перенес операцию
Джоли снова обвинила Питта в насилии
МИД РФ: Москва внимательно наблюдает за всеми маневрами НАТО
Российские войска за неделю нанесли 35 ударов по объектам ВПК Украины
Украинские чиновники оценили сложности при мобилизации граждан
Omoda E5 будет продаваться в России в двух комплектациях
Ученые нашли генетическую причину болезни Паркинсона
Сходству новой девушки Тимати с Решетовой дали объяснение
Бюджетный Google Pixel 8a получит встроенные нейросети бесплатно
Все новости