Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дирижаблям поддали газу

В России может появиться новый воздушный флот — из дирижаблей

В России может появиться новый воздушный флот — из дирижаблей. Минпромторг и Минобороны уже готовят для этого законодательную базу. Дирижабли могут быть эффективны в труднодоступных районах нефтяных и газовых разработок. Промышленники готовы начать их серийный выпуск в 2014 году. Дело за инвестициями.

Концепцию дирижаблестроения, разработкой которой сейчас занимаются Министерство обороны и Минпромторг, планируется принять уже в конце этого года. По словам источника «Интерфакса» в оборонно-промышленном комплексе, рассчитана она будет до 2020 года. «Общая потребность в дирижаблях в мире оценивается примерно в 5 тысяч экземпляров. России — в 200—250 дирижаблей грузоподъемностью от 5 до 200 тонн», — говорит источник агентства в ОПК. На основе каких технологий будут строиться грузовые дирижабли и, главное, во сколько обойдется создание нового воздушного флота, чиновники пока не уточняют.

Все семь транспортных дирижаблей, ныне летающих в России, построены компанией «Авгуръ». «То, что транспортные дирижабли нужны, в этом нет сомнения», — говорит президент «Авгура» Геннадий Верба. Хотя, по его мнению, потребность в них чиновниками завышена. «В мире в ближайшие годы потребуется 300—500 аппаратов, грузоподъемностью 10—15 тонн, половина из них придется на Россию, мы знаем, как делать такие машины», — говорит Верба. Больше всего дирижабли будут востребованы при перевозке грузов в Сибири и на Дальнем Востоке. Грузоподъемными дирижаблями интересуется МЧС. Им они нужны для тушения лесных пожаров, эвакуации пострадавших и завоза грузов в районы стихийных бедствий.

Приятно удивились новостям о концепции и еще в одной дирижаблестроительной компании — «Локомоскай». «Мы эту новость давно ждали, и это не фантастика», — радуется гендиректор компании Виктор Прохоров. Компания собирается реанимировать проект «Термоплан» академика Рыжова. Проектом занималось Минобороны.

Военные рассчитывали создать термоплан грузоподъемностью 2 тыс. тонн и с его помощью перебрасывать дивизии вместе с техникой. Но из-за отсутствия финансирования в 1991 году проект заморозили. Компания не построила ни одного дирижабля.

Дирижаблю «Локомоскай» не нужен балласт: две трети объема дирижабля заполнено гелием, оставшаяся треть — это воздух, регулируя температуру которого можно обеспечить полную посадку и загрузку-выгрузку на земле. Сгореть, как в 1937 году дирижабль «Гинденбург» компании Zeppelin, «Локомоскай» не сможет. «От водорода уже давно отказались», — говорит Прохоров. «Это даже не совсем классический дирижабль, похожий на сигару или сосиску, а, скорее, летающая тарелка, смахивающая на НЛО из фантастических фильмов», — говорит Прохоров. Классическая форма дирижабля для транспортировки тяжелых грузов не подходит — слишком плохая устойчивость. А вот форма тарелки в самый раз.

Дирижабль «Локомоскай», оснащенный восемью авиационными двигателями, позволит обеспечить необходимую грузоподъемность 200 тонн. И это не предел. Компания рассчитывает делать дирижабли грузоподъемностью 600 тонн. «Для нефтяников, занимающихся разработкой месторождений в труднодоступных местах, это реально выход, — говорит Прохоров. — Ведь бурильная установка очень тяжелая».

Такую установку не перевезет даже самый грузоподъемный самолет Ан-124 «Руслан» (грузоподъемность 120 тонн). Самый тяжелый вертолет Ми-26 поднимает максимум 20 тонн груза.

Правда, Верба из «Авгура» проект «Локомоскай» считает несерьезным — «пока это лишь прожектерство». «Эти люди не построили ни одного дирижабля, рисуют на ватмане. Да и нет в природе таких материалов, которые смогли бы длительно выдержать жесткий температурный режим, создаваемый горячим воздухом. У нас более реальный проект».

Опрошенные же «Газетой.Ru» эксперты считают, что и «Авгуръ», и «Локомоскай» делят шкуру неубитого медведя». Идея с дирижаблями красивая, но сырая.

«У нас пока количество дирижаблей исчисляется единицами, опыта их коммерческой эксплуатации в целях перевозки грузов, по сути, нет. Без такого опыта развивать транспортную систему на базе дирижаблей преждевременно»,

— говорит Олег Пантелеев из «Авиапорта». «Проблемы дирижаблей связаны не только с самой конструкцией дирижабля», — соглашается главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. «Понятно, что сейчас она будет лучше, чем 60 лет назад, когда на дирижабли махнули рукой, — говорит он. — Но все равно остается зависимость от погоды». В «Локомоскай» нападки отвергают: «От погоды дирижабль зависит ровно так же, как обычный самолет: в грозу лучше не летать».

По словам самих дирижаблестроителей, проблема только в финансировании. У того же «Локомоскай» есть производственная площадка в Ульяновске. Это завод «Авиастар». Над проектом там уже работают 40 человек. Дирижаблем интересуется «Роснефть».

Но денег на строительство даже одного полноценного дирижабля ни у «Авиастара», ни у «Локомоскай» нет. А ведь строить дирижабль на первых порах будет не дешевле «Руслана» — примерно $150 млн. Именно поэтому, по словам Прохорова, «шансов на успешную реализацию концепции пятьдесят на пятьдесят».

В «Авгуре» планы более приземленные. «На сегодняшний момент вполне реально заключить порядка 60 опционов, 10 у нас уже подписано, это компании из нефтегазового сектора, начнем серийное производство в 2014 году», — делится секретами Верба.

Новости и материалы
В ЛНР спрогнозировали выход ВС РФ на Кременчугское водохранилище
В Екатеринбурге два человека госпитализированы после драки со стрельбой возле кафе
В Омской области подмыло земляную насыпь
Касильяс считает, что голкипер «Реала» Лунин должен сыграть в финале ЛЧ
Умер известный американский математик и инвестор Саймонс
Профессор из Петербурга перевела мошенникам 3 млн рублей
Франция призвала Израиль прекратить операцию в Рафахе
Глава Московской области заявил, что еще не время говорить о будущем «Крокуса»
Футболист «Спартака» Зобнин назвал цель, которую он хочет достичь в команде
Украинскую ДРГ уничтожили в Херсонской области
В МИД объяснили, почему РФ не станет закрывать посольства в Прибалтике
В МИД РФ рассказали, к чему привела русофобская политика Финляндии
Названо условие, при котором вратарь Лунин покинет «Реал»
Пассажир надел 13 рубашек, 5 трусов и 6 пар брюк, чтобы не платить за багаж
В Белгороде прозвучала сирена ракетной опасности
Стало известно, кто станет новым послом Финляндии в РФ
В Ангарске подросток на электросамокате сбил шестилетнего ребенка
В России выставили на продажу раритетные грузовики Magirus
Все новости