Авиакомпаниям стоит ждать обнуления пошлин на самолеты вместительностью до 50 мест. Об этом заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина в ходе заседания представителей авиапрома в Ульяновске. В случае скорейшего согласования проекта новая льгота будет введена с 1 января 2009 года. Решение принималось с учетом интересов Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Машину подобной размерности производит самарский завод «Авиакор» (АН-140), но это предприятие в ОАК не входит.
Отмена ввозных пошлин является одним из обязательств России в рамках вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Но сейчас более актуален другой фактор – облегчение российским перевозчикам обновления воздушного парка. В России с 1993 года действовала ввозная пошлина в размере 20% от стоимости самолета, то есть с учетом НДС (18%) стоимость ввозимой машины возрастала на 38%. На самолеты до 50 кресел с 2007 года пошлина снижена до 8%.
Обнуление пошлины позволит перевозчикам не только заменить ненадежные устаревшие машины, но и ввести в эксплуатацию современные самолеты, более экономно потребляющие топливо.
C учетом невероятно высоких темпов роста цен на нефть и авиационный керосин, это было бы своевременным решением.
Напомним, что стоимость топлива сказалась на авиаперевозках по всему миру: цены на билеты резко поднялись за счет топливного сбора, резко упали доходы авиакомпаний. Для России это обернулось кризисом авиаальянса AirUnion. «Газета.Ru» неоднократно рассказывала о проблемах крупного регионального перевозчика, который из-за крупных задолженностей перестал получать топливо для самолетов. В результате
в течение уже двух недель пассажиры альянса сутками ожидают в аэропортах вылета.
В перспективе можно ожидать дальнейшего снятия таможенных пошлин на самолеты иностранного производства. Как подчеркнул в Ульяновске премьер-министр Владимир Путин, такая мера может быть напрямую связана с задержками российских производителей при выпуске новых самолетов. «Мы явно запаздываем с производством. Понимая потребности наших перевозчиков, мы не исключаем принятия такого решения (отмены пошлин), если наши производители будут медленно разворачиваться».
Причина, по которой решение о полной отмене ввозных пошлин так до сих пор и не принято, проста – это нанесет удар по российской авиационной промышленности. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) до сих пор не успела запустить производство российских самолетов на полную мощность, в 2007 году было выпущено 6 самолетов, в текущем планируется выпустить 15, в то время как объемы ежегодного производства ведущих мировых авиастроителей Airbus и Boeing исчисляются сотнями машин. Таким образом,
если новую иностранную технику будет возможно покупать без пошлин, спрос на российские самолеты совершенно упадет.
Для поддержания равновесия между потребностями авиапрома и авиакомпаний Путин предложил обнулить пошлину только на те самолеты, аналогов которым российский авиапром предложить не может.