Согласно опубликованным недавно отчетам AC&M Consulting и J`son & Partners, «Вымпелком» и «Мегафон» практически сравнялись по количеству российских абонентов по итогам первого полугодия 2008 года. Это произошло за счет списания «Вымпелкомом» своих неактивных абонентов в начале года, в результате чего их число сократилось с 51,6 млн в декабре 2007 года до 43,4 млн в июле 2008-го. У «Мегафона» сейчас 39,7 млн клиентов.
«Вымпелком» перешел на трехмесячную схему списания неактивных абонентов: если в течение этого срока пользователь ни разу не использует свою «симку», то она аннулируется. Ранее компания списывала «мертвые души» по истечении шести месяцев. «Мегафон» уже давно перешел на систему учета в три месяца, так что теперь показатели обеих компаний не только ближе к реальности, но и легче сопоставимы друг с другом.
МТС остается единственной компанией «большой тройки», которая держит на балансе пассивных пользователей в течение полугода. На июль 2008 года в России она подключила 61,8 млн абонентов, но число активных абонентов должно быть ниже.
Аналитик iKS Consulting Максим Савватин считает, что реально МТС обслуживает 70–75% от указанного числа «симок» (около 42–46 млн), хотя и оговаривается, что точную оценку дать сложно, так как МТС никогда не разглашает подобные данные.
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая полагает, что переход на трехмесячную систему учета нецелесообразен, так как даже абоненты с нулевым балансом могут принимать вызовы и генерировать доход для компании. «Более того, мы не планируем внедрять плату за сохранение номера, как это делают другие игроки рынка по истечении трех месяцев», — сообщила Осадчая «Газете.Ru».
Таким образом, по-прежнему будет сложно сравнивать трех ведущих операторов по абсолютному числу абонентов, так же как и по среднему доходу с одного абонента (ARPU): у МТС ARPU будет ниже из-за учета неиспользуемых SIM-карт.
Более объективным показателем для сравнения является прирост абонентской базы. В июле 2008 года она выросла на 1,6% (2,8 млн подключений). При этом в борьбе за новых пользователей МТС проигрывает и «Вымпелкому», и «Мегафону»: в июле 2008 года МТС подключила только 500 тыс клиентов, в то время как «Вымпелком» — 900 тыс, а «Мегафон» — 1 млн. При этом за последние 12 месяцев прирост МТС составил 17%, «Мегафона» — 21%, а абонентская база «Вымпелкома» сократилась на 13%.
В целом для рынка уже не первый год характерны низкие темпы роста, которые объясняются его перенасыщенностью:
уровень проникновения сотовой связи по всей России в июле составил 121–124%, а в Москве и вовсе достиг 169–171% (то есть у ста абонентов на руках 169–171 SIM-карт).
По мнению Савватина, теперь ключевым для операторов становится сохранение существующих клиентов. Они будут стимулировать абонентов к потреблению голосовых услуг (посредством гибких тарифов и спецпредложений) и неголосовых сервисов, прежде всего мобильного интернета.
Другой путь развития бизнеса — это покупка новых активов. В России последним свободным игроком, выставленным на продажу, является ОАО «СМАРТС». Остальные региональные операторы (они занимают 18% рынка) продаваться не будут, констатирует Савватин: шведская Tele2 строит сети и надеется укрепить свои позиции четвертого игрока, холдинг «Связьинвест» также не намерен продавать свои региональные сотовые компании («Уралсвязьинформ», «Волгателеком», «Байкалвестком» и др.).
Аналитик отмечает, что рынок СНГ также в основном поделен, поэтому сейчас наибольший интерес представляет выход на рынки Южной и Юго-Восточной Азии, а в недалеком будущем — Ближнего Востока и Африки.
Следует отметить, что АФК «Система» (владеет контрольным пакетом МТС) уже получила GSM-лицензии в Индии и предоставляет там услуги сотовой связи. Савватин называет данный рынок «гиперперспективным» ввиду его ненасыщенности и огромного (более 1 млрд) населения. «Вымпелком», в свою очередь, договорился с вьетнамским правительством о предоставлении услуг связи в этой стране под брендом «Билайн».
Однако более других в выходе на новые рынки заинтересован «Мегафон», который не успел к дележу сотового пирога СНГ и за пределами России представлен только в Таджикистане. Компания собирается принять участие в тендере на оказание услуг сотовой связи в Иране, ранее в «Мегафоне» проявляли заинтересованность также в рынке Афганистана.