Польша развернула Россию на границе

Грузоперевозки между Россией и Польшей могут прекратиться с 1 февраля

Алина Распопова 30.01.2016, 14:49
Марина Бегункова/ТАСС

Уже с 1 февраля грузовые автоперевозки между Россией и Польшей могут быть полностью приостановлены. Скандал разгорелся после того, как Россия значительно ужесточила ответственность за нарушение правил международных автоперевозок. В ответ на это поляки потребовали снизить штрафы и увеличить квоты для работы своих дальнобойщиков на российской территории. Несмотря на попытки договориться, достичь компромисса сторонам пока не удалось.

Решение России более жестко контролировать международные перевозки грузов фурами вызвало несогласие со стороны Польши. Если договориться не удастся, то введение новых требований к работе автоперевозчиков со стороны России может привести к полной блокаде наземного грузового сообщения между двумя странами. По мнению России, требования поляков оказались жесткими: они просят увеличить квоту для работы в России своим перевозчикам и снизить существенные штрафы за нарушение законодательства. Если два государства не договорятся между собой до 1 февраля, то через территорию Польши невозможен будет даже транзит из России в другие страны Европы. При этом самим польским перевозчикам путь в Россию будет также закрыт.

Между тем ситуация не так однозначна, считают сами поляки. Как заявил заместитель министра инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмит, Россия в одностороннем порядке путем административных решений радикально ограничивает доступ к своему рынку польского транспорта и товаров. По его словам, автомобильные перевозки между Россией и Польшей, в том числе транзит в третьи страны, регулируется международным соглашением от 1996 года. Польская сторона не согласна с изменениями, которые Россия внесла в этой сфере в декабре прошлого года, ограничив возможности перевозки товаров для третьих стран.

«Эти односторонние решения противоречат международному праву в сфере грузоперевозок и польско-российскому соглашению от 1996 года. Польская сторона не может с ними согласиться», — сказал Шмит. «Это указывает на вытеснение других перевозчиков, но прежде всего бьет по польским компаниям», — цитирует слова Шмита ТАСС.

Конфликты из-за квот и штрафов

Как пояснили «Газете.Ru» члены Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), конфликт между странами назревал несколько последних лет. Так, со стороны Польши действовал жесткий контроль за соблюдением квот на количество грузовиков, следующих по территории страны из других стран, в том числе из России. Отметим, что, по данным АСМАП,

в 2015 году квота России для проезда по Польше составляла 40 тыс. грузовиков, в то время как Польша получила в два раза больше.%

В случае поездки иностранной фуры по территории Польши без соответствующего разрешения на перевозчика налагался штраф в размере €10–12 тыс. Между тем в России штрафы за такие нарушения вплоть до 2015 года составляли не более 1,5 тыс. руб. В итоге, как утверждают в АСМАП,

именно поляки чаще прочих игнорировали правила получения разрешения. Они проезжали по территории России без специальных разрешений, уплачивая несущественные для них штрафы.

Это позволяло значительно превышать положенные стране квоты, отнимая тем самым возможности для работы на территории Польши у российских автоперевозчиков. В итоге в 2015 году Россия установила аналогичные штрафы в отношении нарушителей, что сразу вызвало волну недовольства со стороны Польши.

Россия закрыла дорогу «серым» схемам

Конфликт достиг своего апогея, когда с начала 2016 года в России приняли поправки к федеральному закону №362 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Это позволило упорядочить контроль за перевозками иностранным автотранспортом, в том числе перевозками грузов из третьих стран. Дело в том, что, кроме несоблюдения квот, недобросовестные иностранные перевозчики из Польши и других государств разработали схему, которая позволяла ввозить в Россию грузы из третьих стран. Чтобы скрыть информацию, что груз пришел из страны, не подпадающей под льготный двусторонний режим перевозки, товаросопроводительные документы подделывались.

«Особенно широкое распространение получила схема, используемая польскими перевозчиками, когда груз, вывозимый ими из третьих стран, например из Германии, представляется как загруженный в Польше, — рассказал в своем открытом письме гендиректор АСМАП Андрей Курушин. — В итоге в России польские перевозчики предъявляли обычное российское двустороннее разрешение, а не специальное разрешение для перевозки груза из третьей страны. В результате применения недобросовестными польскими перевозчиками незаконных методов конкуренции российские транспортные компании остаются без грузов и теряют свои позиции на европейском рынке».

Теперь, согласно нововведениям в законодательстве, такие нарушения будут караться штрафом до 400 тыс. руб.

У России есть альтернатива, у Польши — нет

Как заявил «Газете.Ru» гендиректор компании-автоперевозчика «Вега Маш» Александр Бушняк, в случае если путь через Польшу окажется закрыт, российские бизнесмены смогут воспользоваться путями обхода, чтобы довезти грузы до Европы. При этом Польша сама лишит себя доступа на территорию России, куда осуществляет большую часть своих перевозок.

«Каждый перевозчик защищает свой рынок или хотя бы делит его пополам с конкурентом, — сказал Бушняк.

--Но сейчас поляки требуют снизить нашу квоту до 20 тыс. фур, а свою — увеличить до 100 тыс. в год. Это полная наглость.

И так происходит из года в год. Польша для нас вообще транзитная страна, и мы по правилам имеем право проезжать через нее вовсе без разрешений. Но они просто выкручивают нам руки и заявляют, что полностью игнорируют законы Евросоюза и решают по-своему, как им работать. А мы им уступали. В этом году правительство пошло на жесткие меры на фоне действующих против нас санкций.

Если Польша не пойдет навстречу, у нас есть альтернативные варианты: грузы можно доставлять, к примеру, паромом через Санкт-Петербург в Германию. Для Польши же такое развитие событий будет в два раза хуже, ведь они полностью лишатся рынка российских перевозок».

В свою очередь, генеральный директор «Лар Транса» Александр Ларионов, также работающий в сфере международных автоперевозок, утверждает, что теперь российское законодательство максимально приблизилось к международному.

«Все эти правила действовали на территории Евросоюза и Шенгенской зоны давным-давно, и нас там штрафовали нещадно даже за малейшие исправления, — сказал Ларионов «Газете.Ru». — К примеру, в польском разрешении водитель случайно напишет М вместо Н, за маленькое исправление штраф уже €2 тыс.! А у нас они платили копейки. Конечно, теперь все встали на дыбы. Но как можно требовать отменить федеральный закон? Ситуация сейчас непростая и невыгодная для обеих сторон. Но у поляков нет вообще никакой альтернативы, притом что большое количество своих грузов они везли именно в Россию. А если они не будут пускать наши транзитные фуры, следующие в Европу, на свою территорию, к полякам возникнут вопросы уже со стороны ЕС».

Польша не пошла навстречу

Для того чтобы избежать транспортной блокады, Россия предложила Польше продлить действие заключенных на 2015 год соглашений до 15 февраля. Однако в своем заявлении в пятницу польское министерство транспорта отвергло этот вариант.

«Россия предложила продлить полное действие всех лицензий с 2015 года до 15 февраля 2016 года, — заявил Ежи Шмит. — Это решение нас не устраивает. Оно только усугубляет проблемы перевозчиков. Переговоры должны привести к четкому решению. К сожалению, Россия неоднократно нарушала ранее существующие соглашения — как двусторонние, так и международные. Кроме того, Россия предприняла административные действия, направленные на устранение польских перевозчиков со своего рынка».

Россия готова идти на уступки

В субботу стало известно, что Минтранс РФ предложил Польше для сохранения перевозок между странами обменяться разрешениями на автоперевозки и затем заняться вопросом изменения соглашения.

«Польская сторона предлагает буквально с завтрашнего дня вразрез с нашими соглашениями считать все грузы одинаковыми — грузами единой Европы. Это не соответствует действующему соглашению. Мы готовы обсуждать изменения соглашения, но изменение межправительственного соглашения занимает, как правило, около года. Мы заявили польской стороне, что готовы к такому диалогу, но нельзя ставить ультиматумы и блокировать перевозки», — заявил замминистра транспорта Николай Асаул. В свою очередь, в пятницу польское ведомство отправило российским партнерам письмо с просьбой позволить польским водителям без осложнений выехать из РФ после 1 февраля.