Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

«Подорожают все без исключения»

Когда дешевле всего покупать автомобиль

Алина Распопова 02.01.2016, 15:13
Shutterstock

Цены на новые машины в России продолжат расти и в 2016 году. Они будут зависеть не только от курса рубля, но и от аппетитов автокомпаний, а также их приоритетов на рынке. Тем, кто хочет обзавестись новым транспортным средством, участники рынка советуют обратить внимание на склады дилеров. Там скопилось достаточное количество автомобилей прошлого модельного года, от которых продавцы будут пытаться избавиться как можно скорее.

Ажиотажного спроса на новые автомобили в конце минувшего года не случились. В конце 2014-го при помощи такой покупки многие россияне попытались спасти накопленные рубли, вложившись в покупку не всегда нужной машины до очередного скачка цен. Свой вклад сделали и гости из стран СНГ, хранившие зарплату в долларах. Благодаря этим факторам ряд марок тогда смог показать хорошие результаты даже на фоне падающего рынка. Однако вместе с индексацией цен такая инвестиция с каждым днем стала терять свою привлекательность, и в минувшем году никаких ажиотажных всплесков уже не наблюдалось. В итоге часть населения от покупки автомобиля просто отказалась. При этом опрошенные «Газетой.Ru» эксперты уверены, что цены на новые машины продолжат расти и в 2016-м. Когда лучше купить новый автомобиль и сколько он может стоить — в материале «Газеты.Ru».

Подорожают все. Вопрос насколько

В том, что повышать цены в 2016 году будут все без исключения автопроизводители, уверен исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

«Мы сильно отстали от изменений в курсе валют, — пояснил Удалов «Газете.Ru». — За последний год рубль упал в два раза, а цены в автосалонах подросли в среднем только на 25%. Поэтому подорожают все автомобили без исключения, вопрос лишь в динамике. Те, у кого ведется локализованное производство, смогут позволить себе поднимать цены медленнее. Но многое будет зависеть и от политики производителей.

Те, кому важнее объемы рынка, пойдут по пути корейских Kia и Hyundai и будут сдерживать цены. Такая стратегия уже позволила этим маркам достичь больших объемов продаж и рыночной доли.

В условиях плохого рынка они привлекают большое количество клиентов, которые в дальнейшем будут им лояльны. Так, они как минимум три года будут обслуживаться у дилера, потом покупать у них запчасти. Это работа на перспективу. В группе риска окажутся те марки, у которых есть свое производство, но продажи крайне невелики. И работать в таких условиях им становится все более дорого и накладно. И тут вновь важна стратегия компании — сколько она готова тратить средств, чтобы оставаться в России, не проще ли будет закрыться?

При покупке автомобиля сейчас именно цена выходит на первое место — конкуренция высока, предложений на рынке огромное количество, и найти более дешевую альтернативу очень просто.

Хорошим примером в этом плане может стать Chevrolet, который сразу поднял цены с началом кризиса. В итоге бренд вынужден был сократить свое присутствие на российском рынке. Если говорить про отечественный «АвтоВАЗ», то вряд ли компания будет корректировать заявленные цены на новинки».

Между тем в компании Kia пока тщательно скрывают информацию о своей стратегии в 2016 году. Как рассказали «Газете.Ru» руководители марки в России, «Kia будет внимательно следить за поведением своих конкурентов».

Остатки сладки

После празднования Нового года скидки на новые автомобили лучше не ждать. В этом уверен вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Петренко.

«С 1 января компания Renault повысила цены на 5%, по их пути пойдут многие автокомпании», — сказал Петренко «Газете.Ru».

Отметим, что Chevrolet Niva с 1 января уже подорожала в среднем на 16–17 тыс. руб.

В свою очередь аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков советует приобрести автомобиль в начале года — дилеры уже стараются максимально быстро очистить склады от стоков 2015 года.

«На машины предыдущего модельного года продавцы готовы делать максимальные скидки, — говорит Рожков «Газете.Ru». — Но на модели 2016 года цены будут без сомнения расти. Прогнозировать точный рост цен сложно, в начале года в среднем они могут подрасти на 3%, а дальше все будет зависеть от валютных курсов и положения рубля».

Подорожание будут сдерживать

Руководитель инвестиционно-банковского департамента QB Finance Дмитрий Кипа существенного роста цен на автомобили в 2016 году не ожидает. Он уверен, что ради борьбы за покупателей автопроизводители вынуждены будут максимально сдерживать подорожание новых моделей.
«Автомобильный рынок обрушился на 35–40%, потребительский спрос населения и реально располагаемые доходы продолжают падать, поэтому существенных предпосылок для улучшения ситуации не предвидится, — сказал Кипа «Газете.Ru». — Конкуренция среди автопроизводителей, особенно в массовом сегменте, резко обострилась.

Поэтому рублевые цены они будут держать до последнего, особенно те, у кого высока локализация производства.

Соответственно, найти хорошее предложение можно и в начале 2016 года. Исключением являются только некоторые модели отдельных производителей из премиального сегмента, по которым очень высок спрос при ограниченном предложении. К примеру, Mercedes-Benz GLE купе. Самым экономным можно посоветовать отложить покупку до середины — конца февраля, когда будет происходить финальный этап продаж автомобилей 2015 года выпуска. В этот период скидки будут максимальными, поскольку дилерам будет необходимо разгружать склады. Тогда некоторые модели, по которым наблюдается наименьший спрос, можно будет купить даже ниже себестоимости».

С тем, что в 2016 году автомобили будут дорожать плавно, согласен и руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

«В течение года цены в массовом сегменте повысятся максимум на 10–15%, — прогнозирует Деев в разговоре с «Газетой.Ru». — С одной стороны, текущая ситуация действительно повторяет конец 2014 — начало 2015 года, когда после резкой девальвации рубля автопроизводители и дилеры были вынуждены поднять цены. Однако сейчас участники рынка понимают, что дальнейшее повышение лишь усугубит их положение в условиях слабеющего спроса. Сейчас необходимо искать иные пути и решения.

Одним из таких решений будет сокращение модельного ряда большинством марок до минимума, что означает, что в начале года могут начаться распродажи автомобилей, уходящих с рынка.

В 2016 году количество акций и специальных предложений вряд ли сократится, поскольку необходимость в стимулировании спроса себя не исчерпает».

В ГК «АвтоСпецЦентр», в портфеле которой находится несколько автомобильных брендов, «Газете.Ru» рассказали, что все новогодние праздники сохранятся, в частности, скидки на автомобили Hyundai и Mitsubishi. В салоны заманивают возможностью сэкономить более чем до 260 тыс. руб. и 469 руб. соответственно. Однако стоит помнить, что дилеры в основном закладывают в скидки и выручку от сдачи автомобилей в trade-in. Директор департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев сообщил «Газете.Ru», что намерение повысить цены есть практически у всех производителей, но официальных решений пока нет.

Кстати, согласно опросу «Автостата», в 2016 году 56% автовладельцев не будут менять автомобиль. При этом доля тех, кто не будет покупать новый, заметно выше (61,5%), чем тех, кто не планирует покупку автомобиля с пробегом (52,7%). В опросе приняли участие более 17 тыс. респондентов.