Денис Драгунский о мужестве
честно вглядеться в лица
своих предков

«Приехала за новой машиной, а уехала на подержанном «Запорожце»

«Газета.Ru» разбиралась, что делать, если вас обманули при покупке автомобиля в салоне

Даниил Ломакин 27.01.2015, 21:14
Артем Сизов/«Газета.Ru»

В редакцию «Газеты.Ru» обратилась читательница, которая, по ее словам, стала жертвой обмана при покупке новой машины у дилера. По словам экспертов, случай не единичный — за последние годы от рук мошенников в московских автосалонах пострадали тысячи людей. Дилеры сознательно вводят клиента в заблуждение по поводу стоимости автомобиля, вынуждая его переплачивать в итоге или терять деньги, отказываясь от сделки.

В конце декабря прошлого года за покупкой нового автомобиля москвичка Надежда Шарипова отправилась в салон «Формула авто» на проспекте Андропова. Женщина, работающая на одном из оборонных предприятий, ради покупки даже недорогой машины взяла кредит в банке. Объявление о продаже китайской Chery IndiS в комплектации 1.3 MT Comfortable за 349 000 руб. было размещено на сайте автосалона. Позвонив по указанному номеру, Надежда получила заверения от менеджера, что машина есть в наличии по указанной цене. Более того, менеджер уверил, что, если приехать на следующий день после звонка, купить авто можно будет на тех же условиях.

На следующий день молодая мать Шарипова приехала в автосалон и оформила предварительный договор. В салоне ей вновь несколько раз отчетливо проговорили, что автомобиль обойдется ей именно в уже оговоренную сумму, и она отдала задаток в размере 50 тыс. руб. В документе был указан пункт «комиссии и сборы» без конкретных цифр, но менеджер заверил, что стоимость приобретаемой машины не увеличится.

«Я несколько раз подчеркнула, что располагаю только оговоренной суммой, которую взяла в банке в кредит, — уточняет Надежда. — После подписания договора менеджер заявил, что машину доставят со склада в течение 30 минут».

Однако машину привезли только через три часа. И только тогда покупательнице показали окончательный договор, в котором сумма к уплате оказалась существенно выше — уже 560 тыс. руб.

Сотрудники автосалона объяснили неожиданно возросшую стоимость налогами. Вернуть залог менеджеры отказались. Более того, девушке объяснили, что если она намерена расторгнуть договор, то должна заплатить еще 55 тыс. руб. в качестве неустойки.

«Девушка-юрист, работающая в этом автосалоне, как попугай, бесконечно зачитывала мне пункты договора, говорила, что незнание закона не освобождает от ответственности, что я все сама подписала, — вспоминает Надежда.

— В результате, когда я уже впала в отчаяние, менеджеры предложили мне купить у них за те же 350 тыс. другую машину — подержанный ZAZ Chance 2010 года выпуска. Они уговаривали, говорили, что если откажусь, то просто потеряю 105 тыс. К этому моменту в автосалоне я уже провела пять с половиной часов. В результате я согласилась, а менеджеры оживились, стали торопиться, буквально на бегу оформляя автомобиль».

Неполадки только что купленной украинской машины, по словам девушки, выявились уже по дороге из автосалона домой.

Двигатель машины постоянно глох, аварийная сигнализация и указатели поворотов оказались неисправны. «Я ехала за новой машиной, а уехала не просто на подержанной, да еще вдобавок и в аварийном состоянии», — говорит Надежда.

Кроме того, уже после заключения сделки автоледи обратила внимание на то, что в договоре купли-продажи продавцом значится ООО «Автоэлеганс». Название «Формула авто» в документах, подтверждающих покупку автомобиля, отсутствует.

Обманутая москвичка уже составила жалобы в Роспотребнадзор и прокуратуру, а также отнесла заявление в ОМВД по Даниловскому району — ее жалобу приобщили к уже заведенному ранее уголовному делу по факту мошенничества в этом же автосалоне.

Нанятый девушкой юрист выезжал с претензией в автосалон, но там стали отрицать факт продажи.

Старший менеджер «Формула авто» по имени Дмитрий отказался комментировать «Газете.Ru» действия сотрудников автосалона, уточнив, что это является компетенцией менеджера по маркетингу компании, связаться с которым в настоящее время не представляется возможным.

Судя по многочисленным отзывам об этом автосалоне в интернете, Надежда стала далеко не единственным их клиентом, которого обманули. В комментариях описываются похожие истории о покупке машины в «Фаворит Авто» или MultiMotors (в этот же автосалон на проспекте Андропова желающих купить машину ведет также и сайт с таким названием. — «Газета.Ru»).

Председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков отмечает, что

обманутых аналогичным способом потребителей в автосалонах Москвы за последние три года уже набралось несколько тысяч. «В столице множество автосалонов работают по такой схеме, и, как мы видим, правоохранительные органы практически ничего не делают,

— рассказал «Газете.Ru» Аншаков. — Как правило, обману подвергаются иногородние жители — расчет делается на то, что никаких знакомых в Москве у них нет, времени оставаться здесь и начинать разбирательство — тоже, и помочь им никто не сможет».

Собеседник отмечает, что удержание суммы залога от покупателя за совершение сделки является уголовным преступлением и попадает под ст. 159 УК «Мошенничество». «Но уголовные дела правоохранительные органы практически никогда по таким делам не заводят. Единственный шанс — писать в полицию коллективные жалобы.

А в суд подавать на такой автосалон бессмысленно, поскольку компания сразу же, так сказать, сменит вывеску, то есть поменяет юридическое лицо, и виновные не понесут ответственности. Соответственно, деньги никто возвращать не станет».

Эксперт рекомендует покупателям автомобилей более тщательно изучать компанию, в которую они намерены обратиться, консультироваться с юристами по поводу подписываемых договоров.

«Хотя предварительный договор может и нормальным быть — но это не помешает автосалону отказаться продавать машину по указанной в документе стоимости. Они просто пошлют потребителя с его законной претензией вернуть залог в суд», — резюмирует собеседник.

Директор по развитию auto-dealer.ru Олег Дацкив советует при покупке машины прежде всего более внимательно относиться к выбору продавца.

«Чтобы удостовериться в том, что дилер — официальный, можно попросить менеджера предоставить сертификат или позвонить по телефону «горячей линии» импортера и узнать, работает ли он с конкретным дилерским центром или нет. В кризис, когда массово закрываются автосалоны, я бы рекомендовал спрашивать сертификат даже у тех продавцов, которые раньше точно являлись официальными дилерами».

Эксперт добавил, что заниженная стоимость нового автомобиля в автосалоне говорит о том, что компания ищет иные, как правило, мошеннические способы заработать на своих клиентах.

«Дилеры не могут закупать машины у производителя напрямую, минуя официальное представительство компании, поэтому добросовестные автосалоны и не могут продавать их по ценам, которые ниже официально рекомендованных, — это просто экономически бессмысленно, — пояснил Дацкив. — Именно поэтому если вы видите, что цены у дилера обманчиво низкие, то стоит крепко задуматься — попытка сэкономить может обернуться банальным мошенничеством».