Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Будущего у Marussia Motors нет»

Компания Marussia Motors с февраля не платила сотрудникам зарплату

Первый в России производитель спорткаров Marussia Motors, о прекращении деятельности которого стало известно на этой неделе, начиная с февраля не платил своим сотрудникам зарплату. Один из уволившихся — радиомонтажник Вадим Максименков решил обратиться за справедливостью в Генпрокуратуру. Он рассказал «Газете.Ru» о финансовых проблемах компании, судьбе ее сотрудников и о работе над правительственным проектом «Кортеж».

— Вадим, давайте начнем с самого начала. Формально вы работаете в компании «Маруся Инжиниринг». Как она связана с «Маруся Моторс»?

— «Маруся Инжиниринг» как фирма образовалась в конце прошлого года, и мы начали в ней работать с октября. Эта структура появилась специально под правительственный проект «Кортеж», подразумевающий создание линейки автомобилей как для первых лиц страны, так и для рядовых потребителей. До этого все сотрудники новообразованной компании трудились непосредственно в «Маруся Моторс», а также в ООО «Е.М.М.». Реорганизация произошла, когда у нас стали появляться какие-то наработки в рамках «Кортежа», который мы должны были делать вместе с институтом НАМИ.

— Когда летом прошлого года подводились итоги объявленного Минпромторгом РФ конкурса, было решено, что создавать «Кортеж» будет один НАМИ. Каким образом к нему присоединилась ваша компания?

— Нас в такие тонкости не посвящали. По всей видимости, мы должны были заниматься какими-то разработками параллельно с НАМИ. В частности, мы создавали «макетку». Грубо говоря, это такой объемный рисунок будущих моделей. Еще были разговоры, что определенные узлы будут создавать они, а определенные разработаем мы.

— Вроде бы крупный госзаказ, новая компания, а полгода спустя «Маруся», как становится известно, фактически прекращает существование. Что предшествовало тому, что компания сейчас фактически закрыта?

— Прежде всего хочу оговориться, что какой-либо официальной информации, закрыта ли фирма или нет, у нас до сих пор нет.

Около 60–70% рабочих не уволились, а написали заявление, что они не выйдут на работу, пока им не компенсируют долги по зарплате — за февраль и март этого года.

Люди сейчас ждут, чтобы их официально сократили, с выплатой положенной компенсации и последующим устройством на биржу труда. Насколько я понимаю, у руководства денег нет, и они, естественно, сокращать никого не хотят.

— Это было сказано напрямую?

— Неофициально. Но проблема в том, что даже те, кто увольняется официально, расчет получить не могут.

Я уволился 31 марта, но до сих пор так и не получил две свои зарплаты и деньги за неизрасходованный отпуск.

Мой коллега ездил в офис неделю назад. Сотрудников там почти нет, перед помещением, где сидит руководство, поставили охранника, который туда никого не пускает. Тем не менее ему удалось туда продраться, но никаких вразумительных ответов человек, представлявший руководство, дать ему не смог.

Но вы так успешно начали работать над проектом, создали первые макеты, их изображения — небольшие черные автомобили вызвали повышенный интерес у профильных СМИ. Что же все-таки происходило после октября?

— Непосредственно в компании дальше «макетки» ничего не продвинулось. Я знаю, что конструкторы и дизайнеры в последние два-три месяца сидели в НАМИ и там работали.

Числясь при этом в нашей компании. Но брать нас целиком там, как я понимаю, не захотели, решив заняться проектом в одиночку. Но тех сотрудников, к которым они уже за это время присмотрелись там у себя, они просто перетягивают в свой штат.

— Получается, что в НАМИ были прекрасно осведомлены о том, что в «Маруся Инжиниринг» возникли серьезные проблемы...

— Получается так, ведь именно они фактически и платили нам зарплату. Государство переводит им деньги на зарплату сотрудникам. И уже НАМИ переводило часть средств на зарплату нам. В финансовом плане мы полностью зависели от института, и они как никто прекрасно знали наши финансовые сложности. Поэтому они особо не сомневались, что все ребята спокойно перейдут к ним в штат. Причем берут их на точно таких же условиях, которые у ребят были в «Маруся Инжиниринг».

— Такое ощущение, что в НАМИ не только знали, но и как-то способствовали вашей кризисной ситуации...

— Лично я считаю, что какая-то доля воздействия, конечно, могла быть. Напряженность в коллективе началась тогда, когда из НАМИ перестали приходить деньги. Они нам просто перестали их перечислять. Причин я не знаю, но им должны были выделяться средства и для нас. Но несмотря на это, февраль и март мы не распадались. Ситуация была шаткой, но никаких таких разговоров не было, работа кое-как двигалась.

Кстати, раз уж заговорили о зарплатах. Сколько зарабатывают люди, разрабатывающие автомобили для первых лиц страны?

— Когда была создана компания, оклад был 35 тыс. руб. С надбавками выходило больше. У меня, радиомонтажника, выходило около 45 тыс. руб. Но в договоре фигурировало 35 тыс.

Судя по всему, положение материнской компании «Маруся Моторс» сейчас похоже на то, что происходило у вас в фирме?

— Скорее всего, будущего у них нет. Может быть, только спортивная составляющая выживет, если найдутся частные спонсоры.

А что с нашумевшими спорткарами Marussia B1 и B2?

— Эти проекты были свернуты еще в прошлом году из-за отсутствия спонсоров. Заказов на них нет.

Ну и если уж говорить честно, чтобы сделать на базе B2 нормальный спортивный автомобиль, необходимо все это начинать практически с нуля. Об уже немного устаревшей B1 я даже не говорю. На мой взгляд все это очень сырое,

что в принципе объяснимо тем, что это вообще первый опыт в нашей стране. Чем-то ситуация с этими машинами напоминает историю с «ё-мобилем». Очень амбициозные планы вначале, которые в итоге разбиваются о наши реалии. Жизнь оказалась намного сложнее. Хотя у нас хотя бы были построены какие-то машины. Да, это ручная сборка, стоили они немало — начальная стоимость около 5,5 млн руб., но люди, которые хотели их брать, их купили.

— Вернемся к вашей ситуации. Принимали ли вы какие-то шаги, чтобы добиться выплаты положенных денег, может быть, обращались в какие-то органы?

— Предел терпения у людей закончился в середине марта. Если до этого нас еще кормили обещаниями, то потом, глядя на полное молчание руководства, народ уже начал массово негодовать. Мы направили коллективное обращение в трудовую инспекцию. Мной лично написано обращение в Тверскую районную прокуратуру, но пока новостей по этому вопросу нет. Поэтому я также решил обратиться в «Газету.Ru», может быть, это как-то поможет.

Я прошу считать вашу статью официальным обращением в Генпрокуратуру РФ. Я очень надеюсь, что там мне и другим ребятам все-таки помогут получить честно заработанные деньги.

— Сколько примерно человек работало в «Маруся Инжиниринг»?

— Около 60 человек. При этом за несколько дней до моего увольнения мы случайно увидели некие списки от наших коллег с фамилиями тех, кого руководство планирует уволить по собственному желанию, всего порядка 50 фамилий. То есть их нужно было уволить, но не по сокращению, поскольку это обернулось бы дополнительными финансовыми потерями. Часть сотрудников уже получили приглашения перейти в НАМИ — это около 20–30 человек.

— У большинства людей проект «Маруся» ассоциируется с гонщиком и шоуменом Николаем Фоменко. Сам он сейчас принимает участие в делах компании?

— Да, Фоменко, насколько я знаю, до сих пор является президентом компании «Маруся Моторс» и принимает непосредственное участие в делах компании. Все переговоры и подписание договоров без него не проходили. Но сейчас в компании насчитывается не более двух-трех активных участников.

От редакции.Заместитель генерального директора по связям с общественностью ФГУП НАМИ Андрей Гармай подтвердил «Газете.Ru» информацию о том, что 50 человек из 60 сотрудников «Маруся Инжиниринг» переходят на работу в госкомпанию.

«Руководством было принято решение, что около 50 человек перейдут на работу в НАМИ, — рассказал он «Газете.Ru». — Мы активно развиваемся, ведем проекты, связанные с автомобильной промышленностью. Как любая компания мы нуждаемся в компетентных кадрах.

Большая часть специалистов, которая работала в «Маруся Моторс», нам хорошо знакома. Государство потратило на их обучение огромные деньги, и мы считаем, что русские инженеры должны работать по специальности в России.

Будут ли они работать над проектом «Кортеж» или это будет что-то еще, покажет время. В настоящее время они проходят процесс трудоустройства, с каждым лично ведутся переговоры. В итоге в НАМИ попадут только те, кто отвечает профессиональному уровню научного центра. Все они будут приняты на работу в соответствии с ТК РФ, говорить о зарплатах мы не можем — если человек согласился перейти в НАМИ, значит, он доволен».

Гармай затруднился ответить на вопрос о том, когда НАМИ прекратило оплату услуг компании «Маруся Моторс» и ее дочернего подразделения. «Я не знаю, как велась работа с «Маруся Моторс», и не обладаю информацией о финансовых расчетах», — заявил Гармай.

Новости и материалы
В Госдуме РФ заявили о создании на Украине «зеленой улицы» для колонистов
Стало известно, сколько раз за день телефонные мошенники звонят своим жертвам
Медведчук объяснил победы России в конфликтах
Активисты перекрыли трассу между Арменией и Грузией
Депутаты Госсовета Крыма удивились, что они работают
Болдуин выбил из рук активистки телефон в кафе
В Госдуме назвали подачками военную помощь Британии Украине
Аршавин рассказал, от каких игроков нужно избавиться «Спартаку»
Аллигатор заполз на взлетную полосу военного аэродрома и лег спать под шасси самолета
Стало известно о намерениях властей Молдавии закрыть телевидение Гагаузии
Селена Гомес вышла на публику с новым бойфрендом
В Китае высказались о потенциальных санкциях США из-за торговли с Россией
Глава ЕК оценила значимость новой помощи Украине от США
Селин Дион рассказала о скандале с Тейлор Свифт на «Грэмми»
Гвардиола может вернуться в «Барселону»
Страховщики назвали автомобили, которые чаще всего попадают в ДТП
В Северной Осетии цирковых слонов искупали на автомойке
В Брянске задержали готовившего теракт сторонника украинских националистов
Все новости