Денис Драгунский о мужестве
честно вглядеться в лица
своих предков

«Автошколы смотрят ГИБДД в рот»

Эксперт «Газеты.Ru» рассказал о разработке новых программ обучения водителей

Алина Распопова 17.12.2013, 09:01
Александр Рюмин/ИТАР-ТАСС

Минобрнауки разработало новые программы обучения водителей, которые введут уже в первой половине 2014 года. Поправки, которые серьезно поменяли правила выдачи водительских прав в России, вступили в силу еще 5 ноября, но как именно будут обучать будущих автолюбителей, пока еще толком никто не разобрался. О том, что ждет желающих получить права, «Газете.Ru» рассказал вице-президент Федерации объединений автошкол России Владимир Чуков.

С 5 ноября в России вступили в силу поправки к федеральному закону «О безопасности дорожного движения», которые кардинально изменили систему выдачи водительских прав. Количество категорий водителей увеличится до десяти, кроме того, появится еще шесть подкатегорий. Закон позволил учиться по разным программам тем, кто хочет водить «автомат» и «механику», а вот готовиться к экзаменам самостоятельно, без посещения автошколы, теперь нельзя. Несмотря на то что нововведения уже вступили в силу, реально они пока не работают, так как в правительстве не успели разработать необходимые подзаконные акты, в частности программы обучения.

— Владимир Иванович, что изменится при сдаче экзаменов?

— Революционных изменений не предвидится. Подход будет блочный: законодатели создали базовый блок для ряда основных категорий, а потом в соответствии с тем, кто какую категорию хочет получить, добавляются еще блоки. Эта тема не нова, такая практика применяется в Европе уже давно.

Увеличится также продолжительность программы обучения, хотя у экспертов мнения на этот счет разнятся: кому-то кажется, что на обучение будут отводить слишком мало времени, другим — слишком много.

Каких-то исследований на этот счет не проводилось, хотя на это в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» было запланировано выделить миллионы рублей. Вроде куда-то они ушли, а никаких концепций нет.

— Насколько вырастет количество учебных часов?

— Мы постоянно шарахаемся из стороны в сторону. Когда-то у нас были программы большего объема, чем сейчас. Затем количество часов по безопасности дорожного движения было резко и без основания снижено. Сегодня мы опять возвращаемся к тому, что количество часов растет.

Сейчас количество часов, выделяемых на практическое вождение, увеличится с 32 часов до 50. Важно, что 50 часов вождения подразумевают измерение в нормальных астрономических часах, то есть это 60 минут. А сейчас у нас дают академические, по 45 минут.

Когда мы все это переводим, треть программы вообще уходит в никуда! На теорию теперь выделено более 100 часов, чтобы будущие водители, в частности, получили навыки по устройству автомобиля, безопасности и психологии.

— В проекте программы обучения есть, к примеру, такой пункт: «Управление тягового баланса и угол увода при деформации автошины под действием боковой силы». Нужно ли это будущим водителям? Большинство, скорее всего, доверят решение этих проблем профессионалам в автосервисе.

— Вопрос неоднозначный. Может быть, женщине и не нужно уметь менять колесо, хотя водитель должен уметь это делать. Вы можете оказаться в любых дорожных условиях, например когда прокололи шину и нужно поставить запаску. Я думаю, что такие навыки лишними не будут.

Никто не будет требовать от водителей починить сломанный двигатель. Но если вы поднимаете крышку капота, то должны понимать, куда залить охлаждающую жидкость, а куда — жидкость для мытья стекол.

Это элементарные вещи, их нужно давать.

— Многие опасаются, что теперь стоимость обучения в автошколах ощутимо вырастет, прежде всего из-за увеличения продолжительности обучения.

— Если будет расти объем программы, то подрастут и цены. До недавнего времени возможность сдать на права экстерном сильно сбивала цену и вносила большую сумятицу во всю подготовку водителей. Напомню, что с 5 ноября она запрещена, теперь весь процесс проходит только через автошколы. Но вообще цены на курсы вождения по всей стране очень разнятся. Даже в одном субъекте разница между верхней и нижней ценой может отличаться в 1,5 раза. Цены в регионах стартуют примерно с 12 тыс. руб. Знаю, что в Тюмени обучение стоит около 25 тыс. руб., в Ханты-Мансийске — около 32 тыс. руб., чтобы выучиться в Москве, сейчас понадобится около 30 тыс. руб. По моим прогнозам,

после вступления программы в силу цены могут вырасти на 20–25%.

— Автошколам придется проводить переоснащение?

— Ничего революционного не понадобится. Единственное, если автошколы будут готовить подкатегории, то придется подкупить подвижной состав — грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы. К массовой подготовке это никакого отношения не имеет.

— Нужно ли будет автошколам проводить переподготовку преподавателей?

— Подготовка преподавателей и мастеров обучения проходит раз в пять лет. Проводить какое-либо специальное обучение не придется.

— Тем не менее представители автошкол из ряда регионов России направили письмо президенту Путину с утверждением, что ряд нововведений не имеет смысла.

— Да, такие мнения есть. Главная проблема в том, что у нас в стране мало автодромов. Практическое обучение вождению предполагает, чтобы часть программы ученик проходил на автодроме или закрытой площадке, а затем уже выезжал в город. Для автошкол в Москве и Санкт-Петербурге это большая проблема. И они выступают за то, чтобы вообще отменить автодромы. В свою очередь,

ГИБДД России хочет, чтобы у автошкол были даже не простые автодромы, а автоматизированные.

После они хотят провести их аттестацию и лучшие взять к себе, чтобы проводить экзамены на их базе. А это, на мой взгляд, нарушение антимонопольного законодательства. Потому что должен быть проведен конкурс, должно существовать право выбора, а они хотят аттестовывать самостоятельно. ГИБДД смотрят со своей колокольни и считают, что эта автоматизация позволит им искоренить коррупцию в сфере сдачи экзаменов. Но это проблема тех, кто принимает экзамены, и она никак не должна перекладываться на плечи автошкол.

Особое смятение такая ситуация вызывает в рядах автошкол, которые арендуют помещения: у них даже нет своих обычных автодромов, не говоря уже об автоматизированных.

— Что теперь делать таким автошколам, ведь их большинство?

— К примеру, в Европе этот вопрос решается при помощи разных подходов: там есть школы и с автодромами, и с закрытыми площадками. Есть школы, которые вообще не используют никакие автодромы, а сразу начинают вести обучение на улицах в городе. Могут быть разные подходы, но у нас опять-таки не проводилось никаких исследований. В принципе это личное дело образовательной организации. Если у нее есть обычный или автоматизированный автодром, пусть готовит водителей. Если у автошколы есть только закрытая площадка и на ней соблюдают учебный процесс и качественно готовят водителей, то пусть работает.

Если автошколы справляются без всего этого, к примеру, в небольших городах, где небольшое дорожное движение, то нужно действовать в зависимости от местных условий. Но качество должно быть везде одинаково. Должны быть критерии, требования к выпускаемым водителям. А как его готовят — дело образовательной организации, не надо ей диктовать. Это смешно, если мы в каком-нибудь районном городе будем требовать, чтобы водителей готовили на автоматизированном автодроме.

Экзамены — внутреннее дело автошколы. Они должны принимать экзамены и выдавать полновесный документ об окончании учебного заведения. Тогда будет подниматься и уровень и престиж каждой автошколы, а сегодня они являются задворками МРЭО ГИБДД в регионах и смотрят им в рот.

В конце концов, прием экзаменов — это работа государства, поэтому если они хотят принимать их на автоматизированных автодромах, то пусть строят их сами. При чем здесь автошколы? А ГИБДД нужно заняться своими проблемами, качеством своих экзаменаторов.

— Как создание автоматизированных автодромов может повлиять на улучшение ситуации с коррупцией?

— На автоматизированном автодроме за процессом сдачи экзаменов ведется наблюдение из центра управления, все команды отдаются при помощи компьютера. Принимают экзамены сотрудники автошколы. На таких автодромах ГИБДД практически нечего делать, единственное, что им остается делать после успешной сдачи экзаменов, — выдать права. То есть там сотрудник ГИБДД никак не может вмешаться в процесс, чтобы кому-то помочь. Так же и с теоретическими экзаменами: для сдачи там оборудованы автоматизированные места, программа считает время и количество вопросов. Один из лучших таких автодромов, на мой взгляд, находится в Хабаровске.