Согласно ежемесячному отчету Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в ноябре в России были реализованы 240,3 тысячи автомобилей, что всего на 960 штук больше, чем в аналогичный период годом ранее. Количество проданных машин за первые 11 месяцев 2012 года составило 2,68 млн машин, что на 12% больше показателей прошлого года.
После пика российских автомобильных продаж в августе, когда был установлен рекорд (258,7 тысячи машин), рынок впервые за два года остановил рост.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер считает, что стагнация российского авторынка может продолжиться. «Текущая ситуация в дилерских центрах по всей стране такова, что мы не ожидаем быстрого возобновления роста в ближайшее время», — рассказал Шрайбер.
«Активность покупателей новых автомобилей в последние несколько месяцев была более низкой по сравнению с предыдущим годом, а это рано или поздно должно было сказаться на уровне продаж», — пояснил специалист.
При этом Шрайбер считает, что невысокие показатели продаж последних месяцев 2012 года не скажутся на положительных прогнозах на итоги года. «Суммарный рост рынка за все предыдущие месяцы года позволяет прогнозировать, что в целом по итогам 2012 года будет продано не менее 2,9 млн пассажирских и легких коммерческих автомобилей», — рассказал эксперт.
Несмотря на продолжающееся падение продаж по сравнению с предыдущим годом, бессменным лидером российского авторынка остается бренд Lada. В ноябре продажи марки выросли на 7% по сравнению с предыдущим годом и составили 45,1 тысячи машин, но результат за первые 11 месяцев оказался ниже прошлогоднего на 8% и составил 494,3 тысячи машин.
Второе место среди продаж по маркам занял бренд Chevrolet – 16,5 тысячи проданных машин и рост на 10%. В годовом масштабе увеличение объемов продаж составило 20% — 189,2 тысячи проданных машин.
Тройку лидеров замыкает француская марка Renault – 17,2 тысячи проданных машин в ноябре (+17%). За 11 месяцев бренд продал 172 тысячи машин, что на 23% выше, чем годом ранее.
Также в «десятку» лидеров рынка по версии АЕБ попали марки (в порядке убывания): Kia (15,6 тысячи машин; без изменений), Hyundai (14,7 тысячи; -15%), VW (14,1;%), Nissan (10,7 тысяч, падение на -27%). Замыкающие верхушку из десяти лидеров марки Toyota (10,7 тысячи; без изменений) и Ford (111,1 тысячи машин; без изменений). Таким образом, статистика указывает на то, что массовые бренды остаются лидерами рынка в ноябре, но заметного роста в своем большинстве они не показали.
Среди крупнейших игроков российского рынка наилучшие результаты продемонстрировали марки концерна Volkswagen. Компания демонстрирует уверенный рост (27,6 тысячи машин; +13%) на фоне того, как нынешний лидер, альянс «АвтоВАЗ»-Renault-Nissan, едва ли увеличил свои суммарные показатели продаж в ноябре (73,8 тысячи машин; +2%).
В свою очередь, китайские марки Geely (1,8 тысячи машин; +147%) и Great Wall (1,7 тысячи машин; +124%) показали высокие темпы роста, не занимая при этом высоких строчек рейтинга.
Кроме того, в ноябре резко упал спрос на автомобили производства ZAZ (425 машин; -73%) и «ТагАЗ» (35 машин; -83%).
Что касается наиболее востребованные моделей на рынке РФ, то первую и вторую строчки рейтинга заняли модели Priora и Kalina соответственно. При этом лидирующая на российском рынке модель показала в ноябре небольшой рост ( 10,1 тысяча машин; +5%), то Kalina стали покупать заметно реже (6,7 тысячи машин; -35%). Потеря интереса к Priora и Kalina в масштабе одиннадцати месяцев составила 11% и 14% соответственно.
При этом Lada Granta осталась на третьей строчке списка, также с учетом снижения интереса к модели по сравнению с прошлым месяцем почти на 10% — в октябре «Гранты» были проданы в количестве 14,2 тысячи штук, а в ноябре продажи достигли лишь 12,8 тысячи машин.
На фоне потери интереса покупателей к массовым моделям автомобилей, популярность машин премиального сегмента растет.
Так, продажи люксовых брендов Mercedes-Benz, BMW, Audi, Lexus и Cadillac ощутимо выросли – увеличение варьируется от +12% до +63%.
Генеральный директор холдинга «Авилон» Андрей Павлович рассказал «Газете.Ru», что текущее положение дел в массовом сегменте российского авторынка вызвано конкурентной борьбой. «Сейчас потребителю есть из чего выбрать, поэтому марки перетягивают клиентов друг у друга. Из-за этого массовый сегмент не показывает рост. Что касается премиум сегмента, то здесь сохраняется увеличение спроса, — рассказал эксперт. — Если брать данные по нашему холдингу, то продажи BMW и большинства моделей Volkswagen значительно выросли по отношению к прошлому году. По BMW за 11 месяцев 2012 года мы реализовали на 19% больше аналогичного показателя прошлого года. В целом год был неплохой, и я уверен, что в декабре спада не будет».