Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Водители выстроились в платной пробке

«Газета.Ru» разбиралась, что спровоцировало серьезные пробки на первом платном участке дороги в Подмосковье

Открытие первого платного участка в Подмосковье на трассе М-4 «Дон» спровоцировало серьезные пробки. Чтобы проехать 20-километровый отрезок, водители могут часами простаивать перед шлагбаумами, ожидая своей очереди для оплаты проезда. В «Автодоре» считают, что проблема решится, когда водители привыкнут пользоваться платной дорогой. Профсоюз дальнобойщиков требует отменить взимание денег в столичном регионе, так как из-за потока транспорта всегда будет затор.

Первая неделя работы в полном режиме платного участка дороги в Московской области привела к серьезному скандалу. Отрезок на федеральной трассе М-4 «Дон» от 48-го км до 71-го км, построенный еще в 1999 году, дорожники реконструировали с 2008-го года. Работы обошлись «Автодору» в 6 млрд рублей. Участок расширили с четырех до шести полос — по три в каждом направлении — и разделили потоки металлическим отбойником. Ограничение скорости на платной магистрали — 110 км/ч.

Официально дорогу открыли еще 15 мая этого года. Однако все это время участок работал в тестовом режиме, и брать плату с водителей начали только с 1 октября. До этого отлаживался процесс, чтобы введение платности не стало для водителей неожиданностью и не спровоцировало пробки.

Однако, несмотря на длительную подготовку, избежать серьезных проблем с трафиком не удалось.

В часы пик снижение средних скоростей движения транспорта на данном отрезке фиксируется уже за 3—5 километров до пунктов приема оплаты, констатируют аналитики ГК «Геолайф», занимающиеся исследованием трафика в столичном регионе. «С 1 по 7 октября в дневное время (с 7 до 21 часа) средняя скорость на подъездах к пунктам оплаты составила 23,6 км/ч в сторону Москвы и 31,4 км/ч в сторону области», — сказал «Газете.Ru» аналитик Михаил Каштанов.

На подъезде к платному участку установлены десять кабинок со шлагбаумами. В каждой кабинке находится оператор, который принимает оплату за проезд. Стоимость проезда варьируется в зависимости от категории автомобиля. Для легковых с разрешенной массой до 3,5 т в период с 00.00 до 07.00 — 10 рублей, а в период с 07.00 до 00.00 — 30 рублей. Грузовики весом от 3,5 до 8 т проезд стоит 20 рублей ночью и 40 рублей днем. Фурам весом более 8 тонн разрешат проехать по участку за 40 рублей ночью и 120 рублей днем.

Рассчитаться за проезд можно тремя способами: наличными, с помощью банковских карт, а также бесконтактными смарт-картами (по аналогии с картами в метро) и так называемыми транспондерами — это карточки, которые устанавливаются на лобовое стекло, а взимание платы происходит автоматически.

В госкомпании Российские автомобильные дороги («Автодор»), которая отвечает за эксплуатацию М-4, наличие проблемы признают. Однако подчеркивают, что пробки у шлюзов собираются только в пятницу и в выходные дни, когда по дороге идет поток дачников.

Корреспондент «Газеты.Ru», побывавший на участке трассы во вторник, отметил, что заторов на подъездах к кабинкам нет. Участники движения подтвердили, что серьезные проблемы с трафиком наблюдаются только в выходные дни.

«Проблемы с трафиком есть во всем столичном регионе, — прокомментировала «Газете.Ru» ситуацию на дороге официальный представитель ГК «Автодор» Екатерина Варенова. — На прошлой неделе столица стояла — мы все это ощутили. И мы все завязаны на транспортной ситуации в Москве и области. Платный участок работает только первые дни. Есть такая вещь, как привыкание пользователей».

По словам Вареновой, многие автомобилисты просто не готовы платить за проезд. Так, в воскресенье водитель с годовалым ребенком почти три часа блокировал проезд к одному из шлюзов, протестуя против платного проезда. «Люди относятся по-разному к введению платности, — констатирует Екатерина Варенова. — Было бы странно, если бы это поддержали 100% водителей. Более мобильные автомобилисты не возражают против платного проезда».

Согласно российскому законодательству, платная дорога должна иметь бесплатную альтернативу. На этом участке дублер проходит по старому Каширскому шоссе. Оба отрезка примерно одной длины, однако бесплатная дорога имеет всего две полосы (по одной в каждом направлении), а движение регулируется светофорами.

В ГК «Автодор» считают, что ситуация на платном отрезке улучшится только спустя некоторое время.

«Наша задача — распространить как можно больше электронных средств оплаты, прежде всего транспондеры, которые позволяют автомобилю без остановки проезжать шлюз, — говорит Варенова. — Когда большинство автомобилистов, которые регулярно проезжают через платный участок, будут пользоваться транспондерами или электронными картами, то затруднений в движении не будет. Нам нужно время, чтобы это ситуация рассосалась».

Сейчас для обладателей транспондеров есть три отдельные выделенные полосы (две для легковых автомобилей и одна для грузовиков), однако полосами пользуются все водители. «Понятно, что люди, которые приобрели транспондеры, возмущаются, что все равно должны в часы пик ехать со всеми, кто платит наличными, — говорят в «Автодоре». — Чтобы народ привык ехать именно через шлюзы, которые предназначены для их категории, тоже нужно время».

В среднем за сутки через данный участок проходит 55 тысяч автомобилей в обоих направлениях. Зимой трафик снижается до 30 тысяч автомобилей в сутки. При этом на сегодняшний день приобретено более 6000 электронных средств платежа (транспондеры и смарт-карты) при постоянном росте объема продаж, подчеркивают в «Автодоре».

Между тем председатель Центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает, что в столичном регионе из-за внушительного потока машин заторов на подъездах к шлагбауму не избежать. Поэтому платные участки нужно вводить в других регионах.

«Дальнобойщики табунами валят по построенному платному участку в Липецкой области (платный отрезок от 414-го по 464-й км трассы М-4. — «Газета.Ru»), потому что там действительно приятнее и дешевле ехать, — заявил Войтко «Газете.Ru». — Но то, что устроено в пределах Московской области, — это бардак. Чтобы проехать отрезок в 23 километра — на это уходит 10 минут — я вынужден стоять в пробке полтора-два часа. Это платная дорога? Сцепление, бензин, нервы — это маразм, а не комфортная езда. Полностью дискредитирована идея платных дорог. Превращать трассу М-4 в пределах Московской области в вечный затык — «Автодору» стоит пересмотреть отношение по введению платности. Деньги доберут в других регионах».

Жительница Москвы Марина Немцева опубликовала сообщение на сайте общества «синих ведерок», где также обратила внимание на проблему заторов на платном отрезке в Подмосковье. В интервью «Газете.Ru» она заявила, что в минувшую пятницу потеряла в пробке более часа. «Два раза в неделю я езжу в этом направлении на дачу в Михнево, — говорит Немцева. — Летом загрузка этой трассы выше в несколько раз — это поток из дачников и фур с фруктами из южных республик. Пока не ввели плату, шлагбаумы работали как метроном. Цикл поднятия и опускания составлял 2—3 секунды. Сейчас мы 30 рублей за проезд подготовили заранее, но все равно операция длилась 15 секунд. Мы специально засекали: водитель, который дает 500-рублевую купюру, рассчитывается 30—40 секунд».

В «Автодоре» отмечают, что у кассиров есть норматив. При ручном сборе платы он обычно составляет 150 автомобилей в час на одну полосу (2,5 автомобиля за 1 минуту), а при сборе платы с использованием электронных средств платежа пропускная способность полосы взимания платы может достигать 400 автомобилей в час.

Однако сами автомобилисты не верят, что водители начнут покупать специальные пропуска ради проезда по небольшому отрезку. «Кто там едет? Это фуры и старики-дачники, и, пока они освоят культуру платной езды, пройдет очень много времени, — говорит Марина Немцева. — Мы бы с удовольствием платили за хорошую дорогу, но не за отрезок в 20 километров».

Академик Российской академии транспорта Олег Дунаев считает, что нельзя вводить платные дороги на подступах к Москве, где и так серьезные проблемы с трафиком. «Платные дороги — серьезное ограничение, которое усиливает проблему пробок и не решается проблема мобильности, — заявил «Газете.Ru» эксперт. — Поэтому должны четко быть приоритеты — мобильность или сбор средств. Если я иду на хорошей скорости, а потом час-полтора стою в пробке, то весь эффект от быстрых дорог теряется».

Новости и материалы
«Во втором раунде команды будут получше»: Панарин оценил разгром «Вашингтона»
В Польше предложили заминировать границу с Россией и Белоруссией
Найден способ излечить двигательное осложнение инсульта
Президенты Чехии и Германии проведут переговоры по ситуации на Украине
Збруев рассказал, как решился в 86 лет сыграть шекспировского Ромео
Стало известно, как Европа решила проблему с российским газом
На границе с Арменией ранен азербайджанский пограничник
На Шэрон Стоун подали в суд
Пандам из Московского зоопарка открыли уличный вольер
В ДНР рассказали, что даст российским войскам взятие Семеновки
Блинкен заявил, что Китай услышал позицию США о недопустимости поддержки России
В МИД РФ отреагировали на задержание автобуса из Петербурга в Литве
Европейский тренер отказался возглавить «Спартак»
В Дании могут ввести воинскую повинность для женщин
ВСУ обстреляли несколько населенных пунктов в Херсонской области
Эрдоган не подал руки возможному новому главе НАТО
Сборы «Летучего корабля» в прокате перевалили за миллиард
Белорусскую службу Deutsche Welle признали экстремистским формированием
Все новости