Новый стратегический альянс может появиться в автомобильном мире уже в октябре. Один из крупнейших японских автопроизводителей компания Mazda Motor Corp. и итальянский Fiat S.p.A. могут договориться о полномасштабном сотрудничестве.
«Мы хотели достичь данного соглашения в следующем месяце или самое позднее в конце этого года», — заявил в пятницу на автосалоне в Париже президент Mazda Такаси Яманоути. Глава компании уверен, что стороны смогут достичь соглашения. «Мы надеемся на благоприятный исход», — добавил он.
Детали возможной сделки не разглашаются.
О планах Fiat S.p.A. заключить стратегический альянс с Mazda впервые стало известно еще в марте этого года.
Компании даже договорились о выпуске компактного заднеприводного родстера Mazda MX5 и родстера Alfa Romeo. Предположительно, автомобили будут производить на заводе японской компании в Хиросиме. Выпуск нового родстера Alfa Romeo начнется в 2015 году. Mazda MX5 четвертого поколения выйдет ориентировочно в 2013-м.
Гендиректор Fiat Серджо Маркионне заявил, что совместная работа с одним из японских автомобильных гигантов поможет прежде всего самой компании. Соглашение позволит существенно укрепить позиции автопроизводителя в Азии. Долговой кризис в Европе, оказавший огромное негативное влияние на авторынок, привел к тому, что Fiat переживает едва ли не рекордное падение спроса на свои автомобили как внутри Италии, так и на континенте в целом. В связи с этим финансовый директор Volkswagen Ханс-Дитер Петш перед открытием Парижского автосалона заявил, что некоторым автокомпаниям без господдержки грозит банкротство. В своем выступлении Петш подчеркнул, что проблемы прежде всего ожидают заводы из Южной Европы, производящие малолитражки. Это был прямой намек на Fiat, с главой которого у Volkswagen крайне напряженные отношения.
Несмотря на то что в целом общая прибыль Fiat, которому принадлежит еще и часть Chrysler Group, по итогам года ожидается на уровне 1,2 млрд евро, потери концерна в Европе ожидаются на уровне 700 млн евро. Тем не менее Маркионне, несмотря на убыточность европейских подразделений, намерен сохранить и защитить промышленное производство группы в Италии. В компании планируют это сделать за счет расширения производства и рынков за пределами страны. Кроме того, для сокращения издержек Fiat приостановит инвестиции в развитие производства на внутреннем рынке и сократит общие расходы в Европе в общей сложности на 500 млн евро.
«2013 и 2014 годы будут очень сложными», — заявил Маркионне на Парижском автосалоне.
По его словам, одна из главных проблем, стоящая перед европейскими производителями, — избыточные мощности. Их необходимо сокращать, но это невозможно сделать без политической воли на национальном и европейском уровне, заметил глава компании. Действительно, против сокращения заводов, а следовательно, и тысяч рабочих активно выступают правительства европейских стран, ведь развитие событий по подобному сценарию может сильно ударить по их рейтингам.
Еще одним фактором, заставляющим Fiat объединяться с Mazda, стало отсутствие достойных партнеров для союза в Европе. После того как PSA Peugeot-Citroen и General Motors Co создали мощный стратегический альянс, в Европе просто не осталось серьезных партнеров для глобального сотрудничества с Fiat. Впрочем с отдельными компаниями итальянцы уже сейчас имеют налаженное партнерство. Так, Fiat уже собирает Punto с Opel, Fiat 500 — с Ford, а модель Seidici — вместе с Suzuki.
В Азию Fiat прорубил окно еще до переговоров с Mazda. У итальянцев уже есть один действующий завод в Китае, который выпускает модели Bravo, Freemont, Viaggio и Fiat 500. Специально для китайского рынка в компании собираются дополнительно разработать кроссовер, который может быть представлен в 2014 году. Сейчас в руководстве концерна рассматривают возможность строительства второго завода в Китае. Об этом Маркионне и директор совместного предприятия Fiat-Guangzhou Джек Ченг недавно заявили на заводе в Китае. Новое производство может появиться на юге страны.
Mazda же за счет партнерства с Fiat надеется снизить свои затраты и избежать убытков, которые в прошлом году составили $1,3 млрд. 2011-й стал для компании четвертым убыточным годом подряд. Mazda больше, чем любой другой японский автоконцерн, терпит убытки из-за колебаний курса национальной валюты. Компания производит более 70% своих автомобилей на территории Японии, при этом большая часть из них идет на экспорт.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, новый альянс прежде всего выгоден Fiat.
«Компания сейчас не в лучшей финансовой форме, отягощена долговыми обязательствами. Это ситуация очень тормозит развитие бизнеса Fiat. Сотрудничество с Mazda позволит итальянцам увеличить продажи и расходы на обновление модельного ряда, на что Fiat не способен в одиночку», — заявил эксперт «Газете.Ru». Рожков считает, что Mazda за счет Fiat может получить долю на европейском рынке и дополнительные выходы на североамериканский рынок, так как сейчас у Fiat там лучше позиции, чем у японского производителя.
Аналитик уверен, что объединение в стратегические автоальянсы выгодно всем участникам такого рода сотрудничества. По прогнозам эксперта, Honda в ближайшее время также может вступить в стратегический альянс, однако с какими из европейских производителей, пока неизвестно.