Темпы снижения российского авторынка несколько замедлились. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей в ноябре снизились на 46% против октябрьских 52%. При этом сравнение ведется с низкими показателями ноября 2008 года, когда продажи автомобилей в России впервые с начала кризиса «ушли в минус». Снижение продаж по итогам 11 месяцев составило ровно 50%.
«Хотя небольшое увеличение продаж в ноябре по сравнению с прошлым годом является обнадеживающим, тем не менее уровень спроса в декабре, когда обычно продажи автомобилей в России наиболее высоки, остается низким», — отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.
Продажи в ноябре составили 105 302 машины. Всего же с января по ноябрь в России было реализовано 1 337 792 автомобиля. За неполный год российский автомобильный рынок просел ровно наполовину: в аналогичный период прошлого года было реализовано более 2,6 млн машин.
«Хотя в ноябре итоги продаж сократились по сравнению с предыдущими месяцами, мы надеемся, что под конец года продажи вырастут, как это обычно бывает в декабре», — говорит вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян.
Самой популярной маркой в России остается Lada, однако реализация продукции «АвтоВАЗа» в ноябре остается рекордно низкой – всего 23952 автомобиля. Снижение по сравнению с кризисным ноябрем 2008-го составляет 53%. По подсчетам аналитического агентства «Автостат», ноябрьские продажи «АвтоВАЗа» стали наихудшими с момента выхода предприятия на проектную мощность.
За 11 месяцев продажи Lada снизились на 45%, с января по ноябрь 2009 года реализовано 321677 машин. Наименьшее падение из отечественных производителей – всего на 5% — в ноябре демонстрирует УАЗ: за месяц были реализованы 3209 ульяновских полноприводников.
Лидеры среди иномарок прежние: Chevrolet (6371 автомобиль в ноябре и 95100 за 11 месяцев) и Ford (4792 и 75078 машин) — хотя темпы падения продаж этих марок также остаются высокими. По сравнению с 2008 годом, в ноябре продано на 61% меньше автомобилей Chevrolet и на 66% Ford.
С третьей позиции французскую Renault сместила марка Hyundai. За 11 месяцев продажи корейской марки составили 66721 экземпляр, автомобилей Renault продано 66018 штук. Ноябрьские показатели – 7985 и 6247 автомобилей соответственно.
Рост в ноябре отмечается среди люксовых марок, но количественные показатели, конечно, невелики. Продажи компании Mercedes за месяц увеличились на 3% и достигли 1250 машин. На 26% выросли продажи Porsche, BMW — на 21%, а марке Mini удалось продать в ноябре на 110% автомобилей больше, реализовав 86 вместо 41.
По итогам 11 месяцев выйти в плюс удалось маркам Citroen (6% роста, 11315 автомобилей с января по ноябрь), Hummer (74%, 1068 машин) и китайской Geely, поднявшей продажи на 119%, до 7377 автомобилей.
«В десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых с начала года, восемь производятся в России», — сообщает АЕБ.
Самой популярной моделью по-прежнему остается вазовская «Приора» (6464 автомобиля в ноябре и 91243 за 11 месяцев), за ней следуют «Самара», «классика» и «Калина». Спрос практически на всю продукцию «АвтоВАЗА» снижается, лишь старая «Нива» (Lada 4x4) демонстрирует рост как по итогам ноября, так и за 11 месяцев – на 43% и 6% соответственно. Среди популярных иномарок на 8% в ноябре увеличился спрос на московский Renault Logan, а Ford Focus и Chevrolet Lacetti «упали» на 60% и 71% соответственно.
Аналитическое агентство «Автостат», изучившее структуру российского рынка, отмечает, что россияне стали покупать больше автомобилей класса А: их доля на рынке увеличилась с 1,8% до 2,4%. Доля внедорожников и кроссоверов увеличилась еще существеннее, с 18,9% до 24,3%, превысив долю класса B.
При этом снижается спрос на автомобили малого класса B и «гольф-класса» С. «Увеличение продаж автомобилей класса А – общеевропейская тенденция. В 2009 году продажи малых автомобилей в Европе также значительно выросли», — отмечает заместитель директора агентства Сергей Удалов.