У человечества новый враг. Это не свиной грипп, не глобальное потепление и не финансовый кризис. Это автомобиль. Машины захватывают Землю: за первые 30 лет наступившего нового века в мире будет произведено больше автомобилей, чем за первые сто лет, прошедшие с начала массовой автомобилизации. И теперь машины убивают людей. Ежегодно в мире в ДТП умирают 1 300 000 человек, или 12 человек каждую минуту, и с каждым годом эта цифра будет расти. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2030 году травматизм в результате ДТП станет четвертой по значимости причиной сокращения здоровых лет жизни в странах с развивающейся и переходной экономикой. Тот же показатель в период с 2015 года по 2030 год станет основной причиной потери здоровых лет жизни среди детей в возрасте от 5 до 14 лет, если не будут предприняты неотложные меры по их предупреждению. И Россия берет на себя координацию по спасению миллионов жизней.
Как минимум 5 миллионов человек выживут, если принять неотложные меры прямо сейчас.
В Москве решили провести Всемирную министерскую конференцию по безопасности дорожного движения под эгидой ООН и Всемирного банка. Из 148 стран мира приехали члены правительств, дорожники, страховщики, врачи и даже жертвы ДТП – всего 1,5 тыс. человек. К этому мероприятию был приурочен День памяти жертв ДТП, открытие памятника пьяному водителю, выставка гаишных технологий и вручение награды за заслуги в повышении дорожной безопасности Михаэлю Шумахеру.
Открывал конференцию Дмитрий Медведев. Он, как и все его предшественники, большой борец за жизни автомобилистов, и надо заметить, что у президента есть довольно четкое представление, как снизить аварийность. Медведев пообещал подготовить регламент безопасности дорог, научить водителей оказывать друг другу первую помощь и разобраться с недобросовестностью гаишников. Причем, чтобы оценить эффективность этих мер, на конференции будут собраны «круглые столы» с участием заграничных ораторов. Например, «круглый стол» по «влиянию дорожной инфраструктуры на безопасность движения», а также по проблеме «воздействия на участников дорожного движения» и по «безопасности конструкции транспортных средств».
Конференция эта, конечно, полный фарс. Ведь в Европе, США, Японии, где дорожная смертность в 6–8 раз ниже, чем в России, уже много лет назад все эти факторы проанализировали и узаконили и обязательную установку отбойников на автобанах, и подушек безопасности и ABS в автомобилях. И эти меры действительно спасли людям жизни.
Россия же уже лет десять с помпой бьется с аварийностью, ужесточает ответственность для водителей, с 2006 года реализует федеральную программу по повышению безопасности на дорогах, на которую было выделено $1,8 млрд, снимает мигалки с чиновников и начинает строить платные дороги, которые будут отвечать современным требованиям. И в абсолютных цифрах смертность действительно потихоньку снижается – на 6% за три года. Но до уровня европейского законодательства нам еще далеко: жесткие требования к дорожникам и автопроизводителям больно ударят по рынку, а на такие жертвы Россия пока не готова.
На конференции докладчики доказывают, что принятое Путиным еще в 2005 году
решение сделать проблему дорожной безопасности одной из приоритетных принесло реальные плоды. Впрочем, вряд ли будет упомянуто, что снижение смертности во многом обусловлено увеличением доли иномарок в автопарке страны. Или о том, что у нас, как в Индии, автобусы вылетают с трассы из-за отказа тормозов, состояние дорожной сети таково, что около 3 млн человек вообще отрезаны от внешнего мира, а медикам не хватает лекарств и машин, чтобы спасти раненых. Зато будет проведен еще один «круглый стол» — про «вклад здравоохранения в дорожную безопасность».
Более того, по мнению организаторов конференции, на фоне развивающихся стран Азии и Африки мы выглядим неплохо и даже «доказываем эффективность повышения безопасности при программном пути решения проблемы».
Трагизм в том, что в ДТП в России действительно гибнут десятки тысяч людей, сотни тысяч получают ранения, и каждый год эта проблема всплывает на государственном уровне.
И каждый год дальше слов и популистских мер дело не идет. Зато на этот раз власти пускают пыль в глаза не только своим гражданам, но и европейским коллегам. Спасение невинных людей во всем мире — благородная цель, за которую ответственность нести не обязательно.