Транспортный налог – самая бессмысленная трата для автомобилистов. ОСАГО так или иначе защищает права потерпевших в аварии, каско гарантирует, что разбитая или угнанная машина будет восстановлена, бензин и плановые ТО поддерживают технику в рабочем состоянии. А транспортный налог — это деньги, улетевшие в трубу. Они попадают в региональные бюджеты, где бесследно растворяются и незаметно тратятся на текущие нужды. В то время как дороги разбиваются, светофоры перегорают, освещение на обочинах не устанавливается. Уговоры дорожников, что надо возродить дорожные фонды, куда будут стекаться все сборы с водителей – от акциза на машины и бензин до штрафов, пошлин и налогов, остаются неуслышанными.
«Из дорожных фондов деньги разворовывались», — парируют чиновники. Можно подумать, что в бюджете они как в сейфе.
И вот теперь базовая ставка налога удваивается. Градация остается прежней: мощные машины обходятся в разы дороже, чем маломощные. По логике чиновников, это дифференцированное налогообложение в чистом виде. Мощные машины дороже, а значит, богатые платят больше, чем бедные. Такой принцип удобен и выгоден со всех точек зрения. В первую очередь это выгода в денежном исчислении: треть московского автопарка — это новые иномарки, среди которых много машин мощностью больше 200 л. с. С другой стороны, владелец представительского автомобиля не пойдет на улицу воевать из-за тысячи долларов. Он, конечно, плюнет, выругается, но заплатит. Несолидно ему торговаться.
Но в законе заложено опасное для чиновников исключение – в нем предусмотрена возможность дополнительного налога на старые машины.
А вот хозяин старушки, которая дорога ему как последняя рубашка, наверняка будет защищать свои доходы от посягательств государства. Такие выступления мы уже видели, когда правительство пыталось запретить американские машины с их красными поворотниками или японские с их правыми рулями. Автомобилисты выходили на улицы, заполняли Садовое кольцо, оккупировали правительственные здания. И непопулярные решения отменялись.
В этот раз в акциях участвовали пара сотен человек. И, кроме штрафов от пресекающих митинг милиционеров, они ничего не добились. Новая акция – акт солидарного гудения в клаксон — так же останется незамеченной.
Или участники опять получат штрафы: между прочим, сигналить в черте города запрещено правилами дорожного движения.
Есть в повышении транспортного налога и экономическая подоплека – стимуляция обновления автопарка. Ухудши условия для владельцев старых машин — и они ринутся покупать свеженькие «Жигули». Эта инициатива идет в пакете с премией за утилизацию и льготным кредитованием. Но есть пара проблем. Премии выплачивать так и не начали, да и утилизировать машины в стране просто некому. Заводов таких у нас раз два и обчелся. А льготное кредитование уже скоро свернут, не успев толком развернуть.
Продержится это программа не дольше года, а затем Россия поднимется с колен.
Вообще транспортный налог как финансовый источник давно не дает покоя депутатам, экологам и бизнесу. В последние годы было множество предложений по изменению исчисления налога, причем некоторые из них были жизнеспособными.
Депутаты-единороссы Волгоградской областной думы, например, направили в Госдуму необычный законопроект. Его автор, Владимир Ефимов, предлагает собирать транспортный налог, включив его в стоимость бензина в виде акциза, а нынешнюю оплату по факту письма из налоговой инспекции предлагается отменить. WWF считают, что, если машина соответствует «евро-4» или «евро-5», ее владельца нужно освободить от транспортного налога совсем. Тогда как, если автомобиль не проходит по стандартам выше «евро-2», налоговая ставка должна быть увеличена. Но пока реформа сводится к планомерному увеличению удоя.
Итак, базовая ставка увеличена, а руки региональным чиновникам, терпящим упадок в условиях кризиса, развязаны. Им разрешено решать бюджетные проблемы за счет автомобилистов.
И мы зависим от их благоразумия или жадности. Валентина Матвиенко поспешила заявить, что транспортный налог увеличивать пока не будет. Но в Питере он был и так запредельным. А вот Юрий Михайлович ничего такого не обещал. Как и остальные мэры и губернаторы. И правда, пусть богатые платят.