Федеральная антимонопольная служба признала, что тендер на поставку автомобилей «скорой помощи» в 2009 году велся с нарушениями. По данным аукционам были определены требования, которым в полной мере соответствует только продукция ООО «Соллерс-Елабуга» и ОАО «УАЗ», продукция ГАЗа автоматически не допускалась до участия в конкурсе. Документацию по закупкам готовило Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), оно же разместило заявку на проведение торгов.
Группа «ГАЗ», продукция которой осталась за бортом тендера, подала заявление в Федеральную антимонопольную службу в мае 2009 года, однако решение принято только сейчас.
ГАЗ не устраивало, что требования к автомобилям были описаны слишком подробно, так что под них подходил лишь автомобиль Fiat Ducato, который производит компания Sollers на заводе в Елабуге.
Этот автомобиль, наряду с продукцией заводов ГАЗ и УАЗ, входит в перечень техники, рекомендуемой Минпромторгом для госпоставок. Путь продукции ГАЗа был прегражден по многим техническим параметрам, в том числе по типу привода, характеристикам двигателя и даже максимальной скорости.
«В связи с тем что госзаказ 2009 года по поставкам автомобилей «скорой помощи» исполнен, ФАС не станет обращаться в суд с иском об отмене результатов конкурса. Однако ФМБА будет вынуждено в будущем учесть наши рекомендации», — рассказал представитель ФАС Дмитрий Севрюк, ответственный за исполнение данного решения.
По его словам, дело рассматривалось так долго из-за большого объема экспертиз предполагаемых к закупке автомобилей и необходимости привлечения для этого квалифицированных специалистов.
При этом рассматривались технические параметры машин, а не медицинского оборудования. Разбирательство шло между ГАЗом и ФМБА, компания «Соллерс» была привлечена к процессу как сторона, владеющая подробными техническими данными.
«Группа «ГАЗ» вполне может использовать решение ФАС в дальнейшем отстаивании своих интересов», — уточнил Севрюк.
По словам представителя группы «ГАЗ» Натальи Анисимовой, основным преимуществом «Газели» на медицинской службе компания считает доступную цену, низкую стоимость владения, широкий ассортимент и приспособленность гаражей большинства медицинских учреждений к ее техобслуживанию.
В модельном ряду ГАЗ представлены автомобили скорой медицинской помощи классов А,В,С, в том числе приспособленные для перевозки новорожденных детей и людей с ограниченными возможностями.
Стоимость автомобиля скорой медицинской помощи класса А на базе «Газели» составляет 700 тыс. рублей, Fiat Ducato того же класса на 30% дороже. По данным ГАЗ, до 70% автопарка российских медучреждений составляют автомобили «Газель».
Претензии специалистов к продукции ГАЗа известны. Нарекания вызывает прежде всего плохое качество сборки. Как рассказал врач скорой помощи Александр Степанов, большинство поступавшей в рамках нацпроекта «Здоровье» техники ГАЗ практически сразу нуждалось в комплексном техобслуживании.
Но и к FIAT у врачей есть претензии. «Несмотря на то что FIAT тише, мягче «Газели» и реже ломается, салон Ducato все же вызывает претензии. Он разрабатывался без учета пожеланий работников «скорой помощи», — говорит Александр Степанов. По его словам, место для второго больного в салоне Ducato является излишним и чаще всего не используется. В то же время остро не хватает полок и крепежа для размещения медицинского оборудования, которого в современной «скорой» очень много.