Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

За Opel дают деньгами

Сделка по Opel снова под вопросом

В рамках сделки по Opel немецкое правительство передаст 600 млн евро на модернизацию российского автопрома. Деньги немецких властей могут быть потрачены на оснащение новым оборудованием сборочного завода Opel под Петербургом и СП «GM-АвтоВАЗ». Это не решит проблем российской индустрии, так как для России самое главное – доступ к технологиям, а не денежные инвестиции, уверены эксперты. В данном виде покупка Opel снова оказалась под вопросом, и в итоге сделка может так и не состояться.

Около 600 млн евро из 4,5 млрд евро государственной помощи, выделяемой Opel правительством Германии, будут направлены в Россию для модернизации отечественного автопрома. Такое заявление сделал в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung один из руководителей Opel Trust Дирк Пфайль. «Это значит, что немецкий опыт будет перенесен в Россию, а рабочие места тут будут сокращены», — добавил он. Пфайль — один из двух представителей немецкого правительства в управляющей компании. В GM не раскрывают подробностей сделки. «В данном случае речь идет о решении правительства. Говорить о том, какие технологии будут переданы новым акционерам, они просто не могут, а инвестировать деньги в Россию ФРГ может лишь с помощью инвестиций в Opel в России. У бренда здесь расположены два актива — завод под Петербургом и СП «GM-АвтоВАЗ», — замечает руководитель пресс-службы европейского подразделения GM Карен Кирхнер.

Источник «Газеты.Ru» в General Motors рассказал, что Сбербанк и Magna фактически покупают Opel без интеллектуальной собственности.

«Пока сделка не будет закрыта 30 ноября, переговоры по деталям покупки марки продолжатся. Тем не менее по ключевым вопросам договоренности достигнуты. Opel останется частью GM в том, что касается разработки новых моделей. За 80 лет управления Opel GM вложил в этот бренд слишком много своих средств, чтобы теперь за $500 млн с ними расстаться. Около миллиарда долларов уходит на разработку одной модели», — пояснил он.

Тем не менее новые владельцы Opel фактически получают в собственность российские сборочные площадки GM. «Возможно, именно это и хотел сказать г-н Пфайль», — предполагает собеседник.

После оформления сделки у GM могут потребовать прекратить выпуск на площадках моделей Chevrolet. «Пока в планах производства на заводе в Санкт-Петербурге никаких изменений нет. Сейчас здесь налажен выпуск Chevrolet Cruze. В ближайшее время будет восстановлена сборка Opel Antara и Chevrolet Captiva. В 2010 году к ним прибавится новый Opel Astra», — заметил пиар-директор «Дженерал Моторз Россия» Сергей Лепнухов.

По мнению участников рынка, желание сохранить контроль очень характерно для американцев. «Американцы тяжело расстаются с Opel. Сейчас они стараются максимально сохранить за собой власть в компании. Такая модель поведения для них очень характерна. Как показывают другие СП, созданные с участием североамериканских автопроизводителей, даже когда они владеют небольшим пакетом акций, все равно стараются ставить на менеджерские позиции своих людей и следят за каждым принятым решением», — рассказывает один из производителей.

Эксперты уверены, в нынешнем виде сделка не представляет интереса для российской стороны. А все заявления о поддержки России — не более чем политические высказывания, необходимые, чтобы сделка не сорвалась накануне выборов.

Поддержка Magna и Сбербанка со стороны немецких чиновников связана с тем, что они намерены в наименьшей степени сокращать рабочих Opel в Германии.

Накануне выборов в немецкий парламент, которые пройдут 27 сентября, сохранение рабочих мест может оказаться важным фактором для набора очков действующим канцлером ФРГ Ангелой Меркель и ее партией христианских демократов.

В заявке российско-канадского консорциума говорится, что из 50 тысяч работников на европейских заводах будут сокращены 10,5 тысячи человек. Как пишет Spiegel Online, 4100 человек из этого числа сократят на предприятиях в Германии — 3 тыс. рабочих и 1,1 тыс. сотрудников администрации заводов. При этом заводы Opel в Антверпене (Бельгия) и в британском городе Лутон могут быть закрыты.

Такое положение дел не устраивает Еврокомиссию. В субботу комиссар Еврокомиссии по конкуренции Нейли Крус заявила, что займется проверкой сделки. «Господдержка не должна зависеть от некоммерческих условий, таких как размещение инвестиций, и мер по реструктуризации на производствах. Если правила были нарушены, я приму соответствующие меры», — цитирует Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung Нейли Крус.

«Вероятность того, что ФРГ будет выделять деньги на восстановление российского автопрома, близка к нулю.

Очень похоже на то, что представитель Opel Trust просто сделал политическое заявление, — замечает аналитик ИК «Финам» Константин Романов. — Если ресурсы будут выделяться, то только в виде кредитов на покупку немецкого оборудования. Это более или менее нормальная практика, которая, скорее, направлена на поддержку немецкого производителя». По мнению эксперта, речь о прямых инвестициях не идет. «Это вызовет резкую негативную реакцию европейских властей: зачем давать деньги России, если есть возможность поддержать заводы в Бельгии и Испании? Отечественный «АвтоВАЗ», совладелец СП в Тольятти, от этого может выиграть только за счет роста доходов от СП, но в масштабах бизнеса российского концерна данный фактор не играет большой роли», — замечает он.

Эксперт считает, что вхождение в капитал Opel имело для России смысл только при условии свободного доступа к технологиям, так как они могли помочь устранить существенное технологическое отставание отечественного автопрома. «Дело в том, что лицензии на сборку западных моделей можно без проблем приобрести и сейчас, однако крупные концерны готовы делиться далеко не самыми актуальными технологиями, по сути, относящимися к прошлому поколению. За счет свободного доступа к разработкам Opel эта проблема становилась менее актуальной», — поясняет Романов.

Новые условия GM, по мнению аналитика, приводят к тому, что, с одной стороны, Россия не может быть уверена в получении нужных ей технологий, а с другой, разработки Opel могут быть ориентированы на потребности европейского рынка, никак не учитывая российскую специфику. «В итоге складывается ситуация, когда Сбербанк может помочь экономике ФРГ и финансовому положению GM, ничего не выиграв для экономики РФ, а для себя получив смутную возможность заработать на последующей перепродаже акций тому же GM», — заключил специалист.

Новости и материалы
Власти Украины опасаются, что линия фронта станет новой границей
Звезда «Ворониных» поддержал перевоспитание молодежи через кино
Выяснилось, сколько «АвтоВАЗ» и УАЗ заработали на машинах для чиновников
Сергей Бурунов рассказал, почему не стал озвучивать главного героя в западном мультфильме
В Ираке уничтожили одного из главарей «Исламского государства»*
Очевидцы сообщили о крушении самолета в Крыму
42-летняя «ангел» Victoria's Secret показала фигуру в крошечном бикини
Глава МИД Танзании в беседе с Лавровым осудил теракт в «Крокус Сити Холле»
Intel раскрыла системные требования для ИИ-компьютеров
Киргизия приобрела самолет для президента
Стало известно, кто сыграет Холопа в турецкой версии российской франшизы
РФ считает, что высказывания США о Совбезе ООН лишают их права поучать других
Тарасова рассказала, как бы она отнеслась к решению Туктамышевой возобновить карьеру
Анализ ДНК помог восстановить лицо древнекитайского императора
Кабмин Финляндии заявил, что соглашение с США по обороне ограничит суверенитет страны
Врач-оториноларинголог рассказала, как сохранить слух
В сеть попали видео работы следователей в домах подозреваемых в теракте в «Крокусе»
Китай готов открыть рынки для иностранных инвесторов
Все новости