Снижение спроса на ведущих автомобильных рынках обернулось многомиллиардными убытками для многих автопроизводителей. Самые серьезные потери понесли по итогам первого квартала те автоконцерны, которые ориентировались на рынок США. Это в первую очередь местные концерны и японские марки. Европейские производители констатировали сокращение прибылей. А корейские компании наращивают клиентуру и говорят об увеличении прибыли по итогам работы за первые три месяца.
Из-за того, что североамериканский рынок, на котором доминируют японские бренды, с начала года показал самое сильное сокращение спроса – 38%, японцы впервые за долгое время понесли убытки. Компания Honda впервые за 15 лет готовится сообщить об убытках, которые могут составить около $2,5 млрд (243,2 млрд иен), передает агентство Bloomberg. Toyota потеряла за этот же период времени около $7 млрд (678 млрд иен). Для нее это первая за последние десять лет потеря. Nissan понес убытки в размере более $4 млрд (405,6 млрд иен). И это при том, что японские модели, по данным консалтинговой компании Ward's Automotive Group, пользовались наиболее высоким спросом. Toyota Camry и Corolla возглавили рейтинг самых покупаемых моделей в США. Следом по популярности идут автомобили Honda — Accord и Civic. На пятой строчке Nissan Altima.
Американские автоконцерны и вовсе оказались на грани разорения.
Несмотря на обещание государства о поддержке, в пятницу появились сообщения о том, что Chrysler уже на следующей неделе может подать иск в суд о добровольном банкротстве, пишет The Wall Street Journal. General Motors может объявить о своей полной финансовой несостоятельности 1 июня. Чистые убытки General Motors Corp. в 2008 году составили $ 30,9 млрд. Более или менее стабильной остается ситуация только у Ford – чистые убытки второго по величине автоконцерна в США составили $1,42 млрд. По мнению топ-менеджмента Ford, компанию спасают достаточно стабильные продажи на европейских рынках.
Европейские производители меньше пострадали от кризиса за счет более оперативной помощи со стороны правительств. Рынки Франции, Германии и Италии даже показали определенный прирост в начале весны. Лидер продаж в Европе автоконцерн Volkswagen объявил о том, что в этом году заработал лишь треть от показателей прошлого года. Его чистая прибыль упала до 243 млн евро по сравнению с 929 млн евро за аналогичный период прошлого года. Тем не менее доля продаж в глобальных масштабах производителя выросла в сегменте легковых машин с 6,3% до 7,4%. Альянс PSA Peugeot-Citroen опубликовал отчет, в котором говорится о том, что за первый квартал этого года выручил на четверть меньше, чем годом раньше. А компания FIAT и вовсе объявила об убытках впервые за пять лет. С начала года итальянский производитель потерял 411 млн евро.
Российские производители также признаются в убыточности. Убыток ОАО «ГАЗ» составил почти 2 млрд руб. ($59 млн). «АвтоВАЗ» за этот год еще статистики не представил. По итогам прошлого года убыток составил около 6,2 млрд руб. ($180 млн).
В выигрыше от кризиса оказались лишь бюджетные корейские марки. Они на фоне кризиса наращивают свои продажи. Так, в отличие от японских конкурентов, Hyundai удалось увеличить сбыт своей продукции в США на полпроцента. Чистая прибыль этого производителя снизилась на 48% и составила $151 млн (205 млрд вон). В то же время прибыль второго по величине автопроизводителя Южной Кореи Kia Motors в 2009 году достигла самого высокого за последние три года уровня. Это произошло благодаря ослаблению национальной валюты. За счет снижения курса местной валюты себестоимость производства оказалась ниже: за автомобили покупатели за пределами Кореи платили в долларах, а со своими поставщиками компонентов и сырья производитель расплачивался в вонах. А потому, несмотря на то, что объем продаж компании сократился на 5,8%, ее чистая прибыль за первый квартал достигла $73 млн (97,4 млрд вон). Для сравнения, в прошлом году Kia Motors понесла убыток в размере $18 млн (24,8 млрд вон).