Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Протесты на колесах

История протестных акций российских автомобилистов

История протестных акций российских автомобилистов знает победы над бескомпромиссной машиной государства. Правозащитники уверены, что и сейчас у них есть шанс добиться отмены завышенных таможенных пошлин.

Первые более или менее значимые протесты автомобилистов прошли в 2000 году, после того как в Челябинске и Калининграде резко вырос транспортный налог. Организованных по всем правилам пикетов никто не проводил, те выступления носили нестройный, хаотичный характер и ни к чему не привели. В 2002 году правительство под руководством Михаила Касьянова подняло пошлины на иномарки старше 7 лет более чем в два раза. Поначалу против был даже сам Касьянов, высказывавшийся в защиту автомобилистов, но после открытого упрека президента Владимира Путина в том, что «у правительства недостаточно мужества для проведения политики защиты национального производителя», он изменил решение. В этом случае автомобилисты немного запоздали с протестами, и массовые акции прошли уже после введения пошлин в 2003 году. Основными очагами недовольства стали Дальний Восток и Калининград. В Находке стихийное собрание рассерженных автомобилистов в знак протеста против такой поддержки автопрома даже сожгло старенькую «копейку» с надписью: «Ничего у ВАЗ не получится».

В тот же год в Москве протестовали против введения закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Несмотря на то, что малочисленный пикет у Горбатого моста не воспрепятствовал принятию закона, правительство некоторое время выжидало с его введением.

В 2005 году в прессе появилась информация из Минпромэнерго о грядущем запрете на эксплуатацию машин с правым рулем. Эта новость вызвала, пожалуй, самое значительное выступление граждан, которое застало муниципальных властей врасплох. В этот раз уже акции проводились дружно и организованно, и не только в традиционно активном Приморье. В Москве несколько сотен праворульных «японок» с оранжевыми ленточками съехались на набережную перед домом правительства. На машинах были плакаты: «Власть, не кури на бочке с порохом!», «Нет повышению таможенной пошлины» и «Нет существующим тарифам на ОСАГО». Образовались огромные пробки. Растерявшиеся московские гаишники ничего не могли сделать с такой формой несанкционированного митинга, потому что формально люди закона не нарушали, так как сидели в своих машинах. Правда, в результате из всех требований удалось добиться только отмены на запрет правого руля. В этом же году профсоюзы транспортников при поддержке движения автомобилистов протестовали против повышения цен на бензин. «Олигархи, не лезьте в карман автомобилистов», — говорилось в лозунгах на том же Горбатом мосту. Удалось добиться незначительного замедления роста цен.

В 2006 году провалилось желание ГИБДД запретить эксплуатацию американских машин, чьи красные поворотники не соответствуют российским ГОСТам.

В знак протеста против этой идеи автомобилисты с включенными «аварийками» катались по Садовому кольцу. Под стеклами были прикреплены требования: «Руки прочь от моей машины», «Цвет лампочек на габарит не влияет».

На волне таких успехов правозащитные организации обрели довольно значительную силу и поддержку у водителей, достаточную для того, чтобы в отдельных случаях повернуть машину государства вспять. Таким стал случай с Олегом Щербинским, которого судьи признали виновным в ДТП с участием губернатора Алтайского края Михаилом Евдокимовым. После многотысячных акций водителей более чем в 22 городах России в поддержку Щербинского власть дала команду пересмотреть дело. К автомобилистам сразу же присоединились активные «функционеры-единороссы», и в 2006 году водителя, приговоренного к 4-м годам колонии, оправдали.

Последним весомым достижением автомобилистов стало существенное сокращение автомобилей со спецсигналами и проблесковыми маячками.

Лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин убежден, что власти сильно сожалеют о том, что они не учли нынешний социальный протест, который вызвало увеличение таможенных пошлин на иномарки. Все же, по его мнению, чиновники могут не пойти на снижение пошлин из-за опасения показать свою слабость перед народом, который все больше желает регулировать решения правительства. «Они ожидали, что люди молчаливо «проглотят» эти пошлины, но не получилось. Не исключено, что акции все-таки дадут положительный эффект, хотя Владимир Путин очень не любит отменять свои решения», — считает Похмелкин.

Правозащитник уверен, что власти не пойдут на силовое решение проблемы – разгон демонстрантов. «Это фактически будет вызов, брошенный властью обществу. В нынешних условиях политики не решаться на такой шаг, потому что автомобилистам сочувствует большинство граждан», — говорит он. По его мнению, новые выступления будут эффективными в том случае, если автомобилисты будут действовать регулярно и организованно и сосредоточатся на конкретных требованиях, а не на всем сразу.

Новости и материалы
В России наложили временный запрет на вывоз сахара
Воздушная тревога третий раз за день объявлена на всей территории Украины
Полицейские открыли огонь, чтобы спасти женщину, на которую напали две ее собаки
В Британии заявили, что власти Украины негласно признают скорую потерю Донбасса
Ученые обнаружили «двуликую» планету с гиперзвуковыми ветрами
У россиянина отобрали BMW X5 за 503 неоплаченных штрафа
Крымский мост открыли через почти четыре часа после приостановки движения
Эксперты МАГАТЭ сообщили, что слышали более ста выстрелов возле ЗАЭС
Чемпион «Большого шлема» оценил выступление Медведева на «Мастерсе» в Мадриде
Ушедший из «Факела» по личным причинам тренер назвал настоящую причину своей отставки
Райан Гослинг рассказал, почему недоволен самой известной сценой «Ла-Ла Ленда»
Мозг птиц способен восстанавливаться после инсульта, выяснили ученые
Россия потребовала от Финляндии предоставить данные о задержанных в Каяани
Названо число премиальных китайских автомобилей Hongqi, купленных россиянами в 2024 году
«Пикник» выпустил первую после теракта в «Крокусе» песню
Ученые раскрыли многолетнюю тайну загадочной убыли горных козлов на Аляске
Любовь к беличьему меху могла привести к распространению опасной инфекции в Англии
Украинские военкоматы получили возможность штрафовать граждан без решения суда
Все новости