Депутаты проголосовали за пробки

Дума отложила на год введение прямого урегулирования убытков по ОСАГО

Тимур Хасанов 06.06.2008, 19:53

Дума отложила на год введение прямого урегулирования убытков по ОСАГО. Правозащитники уверены, что страховщики специально оттягивают время, чтобы получать сверхприбыли от продажи полисов автогражданки.

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, согласно которому выгодная для автомобилистов реформа ОСАГО, так называемый европейский протокол и упрощенная система оформления ДТП, переносятся на 1 марта 2009 года. Если бы это изменение вступило в силу, то уже с 1 июля автомобилисты, попавшие в ДТП, могли обращаться за выплатой в свою страховую компанию, а не к страховщику виновника аварии. Кроме того, с 1-го декабря этого года предполагалось разрешить оформление аварии без гаишника, при обоюдном согласии двух участников аварии в том, что ущерб пострадавшему автомобилю не превышает 25 тыс. рублей.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) «Газете.Ru» пояснили, что отсрочка реформы вызвана отсутствием реестра экспертов-техников, определяющих стоимость восстановительного ремонта, а также отсутствием единой методики расчета ущерба. «Сейчас существует четыре методики оценки ущерба, а необходима одна – единая, которая поможет страховым компаниям избежать споров в расчетах при прямом урегулировании убытков», — говорит директор по методологии страхования РСА Владимир Козлов. По его словам, в РСА сейчас готова такая методика, и она позволит в короткие сроки создать единый стандарт оценки ущерба. Кроме того, он отметил, что специальный клиринговый центр еще находится в процессе создания . В этот центр должна поступать информация о ДТП, и через него же страховые организации должны вести денежный расчет после того, как автомобилисты пойдут за возмещением к своему страховщику.

«Минимальный срок для создания клиринга – 9 месяцев, и мы надеемся, что к 1 января мы успеем. Но надо сказать, это жесткие сроки», — сказал представитель РСА.

В союзе страховщиков также отметили, что до сих пор не внесены изменения в налоговое законодательство, позволяющие избежать налогообложения граждан при расчетах по европротоколу.

«Нерешенность указанных вопросов может привести к дискредитации идеи прямого возмещения убытков и нарушению прав потерпевших при возмещении вреда вследствие дорожно-транспортного происшествия», — говорится в пояснительной записке автора законопроекта депутата Госдумы и по совместительству президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александра Коваля.

Сами страховые компании готовы к реформе автогражданки. «Технологически перестроить бизнес-процессы не представляет особого труда, — рассказывает заместитель директора центра страхования автотранспорта РОСНО Сергей Абалакин. – Просто рынок оказался неготовым к введению такой сложной процедуры». Абалакин уверен, что для работы единого информационного центра нужно провести серьезную подготовку базы, и страховщиков изначально поставили в неразрешимую ситуацию, назначив начало на 1 июля.

Правозащитники думают, что страховщики специально оттягивают время, чтобы избежать убытков, которые последуют после введения изменений.

«Страховые компании постоянно жалуются, что их нагружают лишними расходами, и они терпят убытки, в то время как цифры говорят об обратном, — комментирует лидер движения автомобилистов Вячеслав Лысаков. – Как следствие этих заявлений — лоббирование выгодных для страховых компаний законопроектов в Госдуме». При этом, по его словам, инвестиционная привлекательность российских страховых компаний за последнее время существенно выросла. «Исходя из финансовых докладов, только с 2002 по 2007 годы капитализация страховых компаний увеличилась в 6 раз, — замечает Лысаков. – А совокупный уставный капитал с иностранными инвестициями вырос с 1,1 млрд рублей до 15,4 млрд рублей — практически в четырнадцать раз». Правозащитник уверен, что прибыль от автогражданки вполне позволяет страховщикам компенсировать расходы от реформы ОСАГО. «Только за те 4 года, что существует автогражданка, страховщики собрали 265 млрд рублей, а выплатили 117 млрд рублей, по самым скромным подсчетам, не менее 80 млрд рублей остались у компаний, они вложены в активы и приносят прибыль».

Лысаков уверен, что скорейшее введение этих мер могло бы избавить людей от очередей в ГАИ, разгрузить само милицейское ведомство, а заодно и повысить пропускную способность улиц, встающих из-за аварий, оформить которые может только гаишник.