Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Страна заторов

Причины пробок в крупных городах

В Москве с каждым годом осложняется дорожная ситуация, настоящей статьей «Газета.Ru» открывает серию публикаций, посвященных работе властей по борьбе с пробками и иностранному опыту, уже принесшему положительные результаты.

С каждым годом в России увеличивается количество автомобилей, причем уровень строительства новых дорог безнадежно отстает от автомобилизации страны. Только по итогам 2007 года отечественный автопарк перевалил за 38 млн зарегистрированных автомобилей. Движение в Москве и крупных городах России угрожает превратиться в непрекращающиеся заторы. За разъяснением сложившейся ситуации и способов ее решения «Газета.Ru» обратилась к экспертам в сфере дорожного строительства и транспорта.

«Главная причина сложившейся ситуации – это отсутствие специальной централизованной программы по борьбе с пробками не только в таком мегаполисе, как Москва, но и по всей России», — считает президент Ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций «РОДОС» Олег Скворцов. По его словам, организация движения – это сложный процесс, который включает в себя наблюдение за автомобильными потоками, анализ тенденций, прогнозирование будущих пробок и, в зависимости от результатов, планирование дальнейшего изменения схем движения автомобильных потоков.

«В Америке не составит труда получить полнейший отчет о том, сколько времени автомобили простояли на той или иной улице, --

поясняет руководитель Ассоциации. – Уполномоченные чиновники с точностью до цента знают финансовые потери от такой пробки и принимают соответствующие меры». Сюда же входит создание компьютерных интеллектуальных систем, которые занимаются регулированием дорожного движения. Такие программы координируют движение всего города и могут менять в соответствии с ситуацией предписания электронных дорожных знаков, скоростной режим и работу светофоров.

«Подобные программы ликвидации заторов существуют во всех цивилизованных странах, кроме России», — отмечает собеседник.

В 90-х годах отсутствие понимания чиновниками сложившейся дорожной ситуации и грядущего увеличения автопарка привело к тому, что в Москве было застроено большинство транспортных коридоров, включая зарезервированные на случай увеличения автомобильного движения. Многие улицы столицы сейчас уже невозможно расширить, а вновь возводимые здания еще сильнее ухудшают пропускную способность дорог. Именно для предотвращения подобной ситуации в Европе и Америке существует дорожный план, который учитывает действующий уровень автомобильных потоков, а также его потенциальный рост в будущем. В зависимости от этого идет дальнейшее строительство домов, новых дорог и развязок.

Профессор кафедры проектирования дорог, вице-президент Российской академии транспорта Евгений Лобанов уверен, что пробок в столице могло быть меньше, если бы не было ошибок в прогнозировании будущих транспортных потоков.

По словам Лобанова, реальная интенсивность движения на Третьем транспортном кольце оказалась гораздо выше, чем та, которую вычисляли 20 лет назад при его проектировании.

Учитывая российские условия, эксперты склоняются к использованию зарубежного опыта в борьбе с пробками городов, схожих с Москвой. Первый способ наиболее простой – финансовое ограничение на передвижение водителей, по такому пути пошли в Лондоне – въезд в центр города стоит 8 фунтов стерлингов. «Но для Москвы он не совсем приемлем потому, что в центре Лондона, в основном, находятся правительственные и офисные учреждения, а центр Москвы достаточно плотно населен», — говорит Скворцов. Второй способ – технический, подразумевает создание выделенных полос для автобусов и троллейбусов, при этом частники не имеют право передвигаться по этим полосам. Такое движение введено в Париже, и многие горожане предпочитают добираться на общественном транспорте, нежели тратить время в пробках. По словам властей французской столицы, за три года нововведение существенно уменьшило трафик в городе.

Кроме того, движение в Москве усложняют устаревшие перекрестки, спроектированные по нормам 50-летней давности. Несмотря на то что в столице достаточно дорог с многополосным движением, их пропускная способность снижается из-за пробок на светофорах. В Европе эту проблему решили за счет увеличения количества полос при подъезде к светофору.

«Если вы едете по трехполосной дороге, то число полос нельзя уменьшать, на перекресток должно выходить уже 4–5 рядов», — говорит эксперт.

По мнению Лобанова, постоянные пробки на МКАДе могли быть меньше, если бы у дороги были продуманы съезды. Он уверен, что МКАД полностью встает, когда все «вылетные» магистрали забиты на выезде из Москвы. По мнению Лобанова, без срочного расширения областных дорог на подъезде к городу и строительства новых МКАД может превратиться в постоянную пробку.

Отсутствие парковок в мегаполисе также является одной из причин заторов. Оставленные как попало возле офисных зданий автомобили постоянно осложняют дорожную ситуацию. По мнению специалистов, для решения этой проблемы необходимо законодательно обязывать строителей новых зданий проектировать парковочные места для потенциального транспорта на их территории.

Перехватывающие парковки на окраинах города эксперты также называют в качестве одной из мер по снижению трафика. Многие жители предместий в Америке и Европе, вынужденные работать в больших городах, ежедневно добираются до города на личной машине, а затем оставляют ее на перехватывающей стоянке и едут в офис на общественном транспорте. «Поэтому за рубежом очень развиты скоростные трамваи и метрополитен», — продолжает собеседник. При этом метро находится под землей только в центре городов, в остальной части оно идет по поверхности. За счет этого снижается себестоимость строительства новых линий и сроки сдачи новых станций. Скоростные трамваи для удобства пускают вдоль «вылетных» магистралей.

По традиции самые сильные заторы приходятся на пиковые часы. По мнению экспертов, для ослабления пробок в это время каждому предприятию необходимо согласовывать начало и окончание рабочего дня.

Не менее сильно затрудняют движение ремонт дорог и многочисленные аварии. По статистике наиболее частые дорожные происшествия приходятся на столкновение двух автомобилей. Для заполнения протокола ДТП, необходимого в страховой компании, водители подолгу дожидаются инспекторов ГИБДД и невольно создают заторы. В Европе уже давно действуют упрощенная процедура, когда водители могут самостоятельно оформить схему аварии и без посредника обращаться в страховую за компенсацией ущерба. В России упрощенная процедура вступит в силу только в декабре 2008 года, но уже сейчас правозащитники высказывают опасения, что она не будет эффективно работать из-за жесткого финансового ограничения по компенсации ущерба при самостоятельном заполнении бумаг.

Также эксперты отмечают, что более 80% российских дорог не проходят по европейским нормам безопасности. На многих улицах и магистралях существуют аварийные очаги, которые приводят к ДТП и, как следствие, заторам. Постоянный некачественный ремонт одних и тех же дорог также снижает их пропускную способность.

Новости и материалы
В четырех регионах России отменили воздушную тревогу
Россиянам объяснили, что делать, если обжегся на шашлыках
Госдеп пригрозил Грузии перспективами членства в ЕС и НАТО из-за закона об иноагентах
Премьер Армении заявил, что на делимитированных участках разместят погранвойска
В Госдуме напомнили о наказаниях за порчу георгиевской ленточки
В СФ заявили о необходимости трибунала после СВО
Вильфанд: в ближайшие дни в Москве температура будет ниже нормы, ночью возможны заморозки
Появились новые данные о количестве погибших при обрушении автотрассы в Китае
Психолог дала советы, как родителям вести себя с подростком, который пошел работать
В центре столицы США проходит пропалестинская демонстрация
В МИД Украины отрицают достижение весной 2022 года в Стамбуле договоренностей с РФ
В Одессе ликвидировали майора ВСУ
Взрывы произошли над поселком Афипский в Краснодарском крае
Китай предостерег США от вмешательства в торговлю между РФ и КНР
В МИД России рассказали, к чему привела трагедия в Доме профсоюзов в Одессе
ВСУ обстреляли магазин и хлебный фургон в Горловке
Полицейский спецназ начал массово задерживать митингующих у парламента в Тбилиси
Экономист объяснил, почему власти ждут доллар дороже 100 рублей
Все новости