Госдума во втором чтении приняла законопроект «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ». Новый закон призван урегулировать проблемы в дорожном законодательстве. По словам парламентариев, некоторые пункты старого закона не обновлялись на протяжении 50 лет, а это недопустимо с учетом роста автопарка РФ. Также этот документ будет основным законодательным источником для строительств и эксплуатации платных дорог. Законодатели уточнили классификацию дорог и форму собственности на них. Благодаря этому устанавливаются единые правовые основы для всех дорог на территории РФ.
В ходе очередного рассмотрения законопроекта депутаты постановили, что документ должен обязательно включать перечень автомобильных дорог федерального и регионального значения. Именно на основании этого перечня будет определяться форма собственности. Дополнительно Дума уточнила полномочия государства, субъектов федерации и органов местного самоуправления в области автомобильных дорог и дорожной деятельности.
Основные изменения в законе коснулись возможности приобретения автодорог в собственность.
В предыдущей редакции закон позволял получить в частные руки практически любую дорогу, в том числе уже существующую. При втором чтении депутаты исключили такую возможность. Теперь в собственность может попасть только вновь построенная дорога или же реконструированная непригодная трасса. На практике для коммерсанта, планирующего инвестировать в дорожное строительство, это будет означать полную переделку устаревшего полотна. В границах населенных пунктов платными можно будет сделать только вновь построенные дороги.
Кроме того, парламентарии доработали перечень условий концессионных соглашений и ввели новые положения по предоставлению земельных участков для размещения автомобильных дорог.
%В отношении транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы, предусмотрены изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы по введению пошлин на выдачу специального разрешения на проезд по дорогам общего пользования.
За проезд по платным дорогам не будут взиматься деньги с машин скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, милиции, почты, маршруток и рейсовых автобусов (кроме международных и междугородних).
По словам вице-спикера Госдумы Владимира Катренко, в новом законопроекте кроме мирового опыта учтены и российские реалии. В нем четко прописано, что появление платной трассы возможно только там, где есть альтернативное, то есть бесплатное, шоссе. Он также заявил: «Хочешь сэкономить время и прокатиться с ветерком, обгоняя пробки, — заплати разумную цену. Хочешь сэкономить деньги — выбирай бесплатную трассу». По мнению депутата, наличие права выбора всегда лучше, чем его отсутствие.
Депутат Госдумы Виктор Похмелкин считает новый закон несовершенным из-за весьма размытых условий ответственности за платные автодороги. «В законе невнятно прописано, кто именно будет отвечать — чиновники или коммерсанты, эксплуатирующие платный участок», — сказал правозащитник. Также он сообщил, что тарифы на проезд по платным дорогам будут устанавливать не концессионеры, а чиновники. На трассах, находящихся в федеральной собственности, этим будет заниматься Росавтодор, как представитель Минтранса, на уровне субъекта федерации цену проезда станут определять региональные чиновники, соответственно, муниципалитетам дадут право решать вопрос на местах.
По мнению правозащитника, появление возможности строить платные дороги вряд ли вызовет энтузиазм у бизнесменов.
Похмелкин считает платные дороги убыточными. Например, по его мнению, внимание иностранных предпринимателей к будущей платной трассе Москва — Санкт-Петербург обращено только на участок от МКАД до аэропорта Шереметьево. Этот промежуток наиболее загружен и обещает прибыль. Другие участки будущей магистрали иностранцев не заинтересовали.
Окончательное решение по закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» Госдума примет в третьем чтении, которое состоится 18 октября.