Как принято у приличных брэндов, история марки Volvo темна и запутанна. В символике кольца со стрелой можно прочитать и знак планеты Марс, и знак мужского начала и даже происки сталелитейщиков. По латыни volvo — первое лицо/единственное число от «катиться» и означает «я качусь». Круг в эмблеме ещё и отсылает к подшипникам. Именно на них в июне 1915 года впервые появилась марка Volvo и принадлежала она компании Svenska Kullagerfabriken – SKF. Планировался выпуск множества наименований «двигающейся» продукции под одним и тем же брэндом. Увы, первая мировая оборвала начинание, и марка Volvo оказалась законсервирована на годы.
Только в 1924-м в стокгольмском ресторане Sturehof было принято историческое решение создать истинно шведский автомобиль. Идея принадлежала «золотой голове» SKF Ассару Габриэльсону (Assar Gabrielsson), который привел в проект своего друга инженера Густава Ларсона (Gustav Larson). Машина называлась «Якоб» (Jakob). Конъюнктура была благоприятной, все получилось, и производство началось. В апреле 1927 года радиатор первой машины украсила диагональ, увенчанная знаком Марса. Знак отсылал к мощи шведской стали, поскольку круг со стрелой издревле считался символом железа. В 1928 году появился первый грузовик, а уже с начала 30-х фирма по выпуску тяжелых грузовиков вышла в лидеры. По темпам освоения нового рынка легко читалось, что за фирмой стояла финансовая и промышленная мощь под стать эмблеме.
Шведы сравнительно быстро начали обновлять модельный ряд, однако в целом не баловали клиентов оригинальностью, выпуская добротные малоузнаваемые машины.
Но в 40-х на Volvo опять свалилась крупная удача. Европа не навоевалась, и вскоре Швеция оказалась одиноким ковчегом благополучия в кровавом океане второй мировой.
И пока весь цивилизованный мир совершенствовал танки, нейтралы готовили мирные новинки. В 1944 в Королевском теннисном зале в Стокгольме были представлены легковой автомобиль PV 444, первый автобус с дизельным двигателем PV 60 и другие сюрпризы. Война позволила в считанные годы сократить технологический разрыв, а мощные рекламные кампании послевоенных лет — продвинуть товар на экспорт. Успех имели PV 444, женственная Volvo P 120 Amazon 1956 года и PV 544, взявшая несколько спортивных высот.
Но настоящим прорывом стала концепция безопасности от Volvo, разработка которой была начата ещё в войну. В 1959 инженер Volvo Нильс Болен создал трехточечный ремень безопасности, который был установлен на серийную модель.
С этого момента шведский автомобиль обрел свое лицо: к добротности, дороговизне и консерватизму Volvo прибавляется фанатичная страсть к безопасности.
Появляются балка, усиливающая крышу, ударопоглощающие панели и многое другое. Шведы идут на явные жертвы: например, безусловно просторная и популярная «240-я» рельефностью однозначно напоминала танк. Шведы по всему «нашли себя».
Откуда это? Те, кто говорил со шведами за жизнь, отмечают, что их до сих пор преследуют дурные предчувствия. Некогда Швеция метила в великие европейские державы, но привычка ходить из варяг в греки однажды крупно их подвела. Как мы знаем, они попали под руку молодому Петру, которому не терпелось с кем-нибудь схватиться. Побитая им Швеция пару раз пыталась вернуть свое, но теряла даже то, что имела. Когда терять было уже нечего, шведы объявили нейтралитет, но от ночных кошмаров это не спасало. Страна оказалась затерта между Германией, Россией и Англией.
Проведя настороже две мировые войны, шведы совсем потеряли сон и их начали преследовать призраки русских субмарин. Газета «Правда» регулярно посылала шведов к врачу. Стокгольм в отместку старался вооружиться до зубов и производить у себя все — от истребителей до плутония.
Есть подозрение, что в автомобиле шведы подсознательно пестовали маленькую крепость, аналогичную собственной стране. И, может быть, именно так родился прекрасный шведский автомобиль, заставивший фабрикантов всего мира признать право автолюбителя на жизнь. Большой, угловатый, семейный и какой-то добродушно- надежный, как папа-швед из сказок Астрид Линдгрен. Именно таким стал «240» — популярнейшая машина 70-х, бывшая такой же визитной карточкой Швеции, как пропеллер Карлсона и ABBA. С 1974 по 1993 год было продано 2,8 млн этих просторных странных машин. В Москве 80-х «240-е» по числу и престижу сравнялись с «мерседесами».
В конце 90-х в Volvo настали смутные времена. Попытка брачного союза с Renault на волне европейской интеграции окончилась для двух изнеженных социализмом концернов крупным разочарованием. Несколько лет назад скрепя сердце шведы уступили свой автомобильный завод Ford. Впрочем, брэндом Volvo Ford Motors и холдинг Volvo владеют 50 на 50, так что великий знак никуда не исчезнет. Шведская сталь гнется, но не ломается.