Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Конкурент F-35: каким будет первый российский однодвигательный истребитель

«Принципиально новый» боевой самолет России создается на базе концерна МиГ

«Ростех» анонсировал премьеру «принципиально нового» боевого самолета, который будет презентован в первый день авиасалона МАКС-2021. Как выяснила «Газета.Ru», этот самолет станет первым однодвигательным истребителем, а его разработка ведется на базе авиаконцерна МиГ. Эксперты считают, что экспортный потенциал новейшего истребителя может сравниться с американским бестселлером F-35.

Новый самолет будет делать авиаконцерн МиГ на базе одной из своих разработок, сообщил «Газете.Ru» источник в оборонно-промышленном комплексе.

«Это будет легкий многоцелевой самолет, способный работать как по воздушным, так и по наземным целям. Принципиальной особенностью будет его однодвигательная компоновка», — сказал собеседник издания.

Однодвигательные самолеты были сняты с вооружения ВВС России еще в 90-е годы решением тогдашнего главкома ВВС Петра Дейнекина. Но, как отмечает источник, «сейчас надежность двигателей позволяет создавать однодвигательные машины — они требуют меньшего расхода топлива и более экономичны при тех же массогабаритных характеристиках».

При этом самолет будет обладать развитой системой управления на базе искусственного интеллекта, которая позволит летчику минимизировать свое участие в пилотировании. «Беспилотные технологии поведения в пространстве будут активно использованы, так что в случае, например, ранения летчика или потери им сознания самолет продолжит полет и сможет безопасно вернуться на аэродром вылета», — пояснил представитель оборонной промышленности.

Кроме того, в создании машины будут применены все существующие технологии снижения радиозаметности, включая особую геометрию корпуса и специальное покрытие.

В МиГ не стали комментировать «Газете.Ru» характеристики нового самолета, посоветовав дождаться премьеры.

Авиасалон МАКС-2021, на котором будет представлен проект, пройдет в подмосковном Жуковском на базе ЛИИ им. Громова с 20 по 25 июля.

Главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантеелев считает, что в производстве нового самолета могут быть задействованы любые российские авиазаводы, большинство из которых включены в ОАК.

«Между предприятиями уже построена довольно-таки серьезная кооперация. Будет ли это, условно говоря, Новосибирск (НАПО) или Комсомольск-на-Амуре (КнАПО) — да, в общем-то, совершенно не принципиально. Луховицы, «Сокол» — все предприятия могли бы в рамках кооперационных поставок производить какие-то, скажем так, агрегаты, узлы, комплектующие», — сказал эксперт «Газете.Ru».

Старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Михаил Барабанов предположил, что в создании истребителя будет участвовать КБ «Сухого», и сравнил новую машину с истребителем пятого поколения Су-57. «Я думаю, будет похоже на уменьшенный Су-57 с одним двигателем. Теперь МиГ и «Сухой» работают совместно», — добавил он.

Экспортный потенциал

В поддержку проекта создан сайт, на котором выложен видеоролик с анонсом премьеры и запущен обратный отсчет до презентации. На кадрах представлены четыре локации — ОАЭ, Вьетнам, Индия, Аргентина, очевидно, символизирующие потенциальных покупателей новой машины. Также снят взлет самолета, контуры которого скрыты в дымке, его отражение в воде во время полета и часть передней стойки шасси.

«Мы убеждены, что новый продукт, разработанный специалистами ОАК, вызовет неподдельный интерес не только в нашей стране, но и в других регионах мира, в том числе у наших конкурентов за рубежом», — говорится в сообщении Ростеха.

Олег Пантеелев из агентства «Авиапорт» считает, что новый самолет займет нишу легких истребителей МиГ-29 и составит на международном рынке конкуренцию американскому F-35.

«У нас истребитель пятого поколения Су-57 — тяжелый, а легкого истребителя пятого поколения до недавнего времени не было. Поэтому создание машины класса и размерности F-35, которая будет ориентирована на внутренний рынок в качестве замены МиГ-29 и на внешний в качестве замены МиГу и конкурента F-35, это, в общем-то, вполне логичная ниша», — пояснил Пантелеев.

По его словам, тяжелый истребитель востребован в странах с большой протяженностью границы или береговой линии, таких как Россия, а небольшим странам логичнее использовать легкие — они меньше и дешевле. «Если мы говорим о легком истребителе — да, действительно он дешевле и при строительстве, и при эксплуатации. Особенно если это однодвигательный самолет. Это, безусловно, очень снижает уровень расходов», — отметил Пантелеев.

Масса нового истребителя без вооружения может составить 17-19 тонн, что сравнимо с F-35, тогда как масса Су-57 достигает 30 тонн, продолжил эксперт.

«F-35 демонстрирует очень хороший экспортные показатели. Ротация широкая. Но есть ряд государств, с которыми можно поработать и которым можно предложить самолет, который будет достойным ответом на американский бестселлер», — добавил эксперт.

По словам Михаила Барабанова из ЦАСТ, экспортный потенциал нового самолета будет большим, особенно если его будут строить в кооперации с другими странами.

«Я думаю, что российская сторона попытается привлечь к созданию этого самолета какого-либо иностранного партнера — например, ОАЭ, с которым был подписан меморандум на эту тему», — пояснил Барабанов.

Он обратил внимание, что партнерство с ОАЭ будет уместным, поскольку разработка новой машины потребует вложений в несколько миллиардов долларов.

В ОАКе «Газете.Ru» сообщили, что не исключают совместного производства нового самолета с другими странами. «У нас уже был опыт организации совместного производства самолетов в той же Индии, также здесь эта модель вполне может быть использована при продаже за рубеж. Но пока об этом говорить преждевременно», — сообщил один из топ-менеджеров ОАК на условиях анонимности.

Придется подождать

При этом эксперты напоминают, что на МАКСе покажут лишь концепт самолета, а не летающий вариант.

«Как мы понимаем, это будет концепт, хорошо проработанная модель, которая внешне будет как «живая». Но говорить о том, что это уже программа, находящаяся в стадии, близкой к серийному производству, конечно, не приходится», — подчеркнул Олег Пантелеев.

Об этом же говорит и старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. Он считает, что серийное производство новой машины начнется не раньше 2030 года. «Как я понимаю, это будет макет, а серия будет не раньше 2030 года», — отметил эксперт.

Новости и материалы
В Сумах произошли повторные взрывы
На Украине повреждены энергетические объекты
Еще в трех городах Сумской области Украины выключили свет после взрыва
В Харькове вслед за Сумской областью возникли перебои со светом
На портале госуслуг могут создать раздел для знакомств
В Сумах после взрыва возникли перебои со светом
В Сумах произошел взрыв
В трех областях Украины объявлена воздушная тревога
Папа Римский сообщил об условиях, при которых поедет на конференцию по Украине
Нетаньяху завил, что Израиль готов защищать себя в одиночку
Жена раненого адвоката Ефремова оценила шансы мужа вернуться на СВО
Видимый из космоса взрыв на территории Финляндии предсказали в России
Названа электроника, которую россияне скупают перед дачным сезоном
Названы пять городов России, где бывают белые ночи
Генерал США заявил, что, если украинцы не будут воевать, НАТО откажется поставлять оружие
Лавров заявил о стремлении Запада нанести православию непоправимый ущерб
Лавров рассказал, зачем некоторые страны участвуют во встрече в Швейцарии
Рублев ответил на вопрос, каким словом он может описать победу на «Мастерсе» в Мадриде
Все новости