Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Беспилотные заправщики спасут авианосцы США

ВМС США запустят беспилотный топливозаправщик MQ-25

В США будет разработан новый палубный беспилотный воздушный танкер Stingray («Скат»). Первые поставки аппаратов, призванных увеличить радиус боевого применения основных палубных самолетов ВМС США, ожидаются в 2021 году. На проект запланированы расходы порядка $2,16 млрд. «Газета.Ru» выяснила, почему в США на этот танкер возлагают такие большие надежды и способен ли он противостоять китайским ракетам.

Военно-морские силы США готовятся дать старт соревнованию среди предприятий американского ОПК по созданию первого в своем роде киберзащищенного беспилотного летательного аппарата — топливозаправщика для оснащения авиагрупп атомных ударных авианосцев в первой половине 2020-х годов. Лучшая концептуальная разработка будет выбрана уже этим летом.

По данным издания Warrior, предполагается, что

новый аппарат, защищенный не только от компьютерных атак вероятного противника, но и от воздействия средств радиоэлектронной борьбы, существенно увеличит боевой радиус основных палубных самолетов авиации ВМС США,

включая F/A-18 Super Hornet и F-35C Joint Strike Fighter.

«Насколько известно, командование ВМС США уже согласовало финальные требования для нового беспилотного летательного аппарата и определило перечень задач для MQ-25», — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

По словам эксперта, руководство военно-морских сил Соединенных Штатов на первых этапах предполагало принять на вооружение беспилотный бомбардировщик, выполненный по технологии «стелс», который мог бы наносить ракетно-бомбовые удары и при этом обладать малой радиолокационной заметностью.

Проект был назван RAQ-25, но затем от него решили отказаться и заняться беспилотным топливозаправщиком, названным MQ-25 Stingray. «Как мы видим, за прошедшие годы существенные изменения претерпела сама концепция данного беспилотника, — пояснил «Газете.Ru» главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов. — Уже в 2011 году были понижены требования по малозаметности, а также по массе вооружения».

Сейчас создатели видят его, в первую очередь, в роли воздушного танкера для дозаправки пилотируемых самолетов палубной авиации ВМС США, добавил специалист. Разведывательные функции остаются, но в сокращенном варианте.

Министерство обороны США потребовало оснастить БЛА Stingray средствами разведки — электронно-оптическим инфракрасным датчиком, а также системами радиоэлектронной разведки SIGINT и идентификации целей AIS. Ударные опции формально также остаются, отметил Федутинов, однако реализовывать их планируется в более отдаленной перспективе. Кроме того, были снижены требования по малой заметности.

По словам эксперта, указанные изменения вызваны желанием упростить задачу для разработчиков. Высказывались также мнения о том, что это может способствовать появлению дополнительных компаний-разработчиков.

Разработка беспилотного летательного аппарата-топливозаправщика, который в состоянии взлететь с авианосца и заправить в полете палубные штурмовики и истребители на их пути к объектам удара, является стрежневым аспектом планов ВМС США. А именно: обнаружить и уничтожить противокорабельные ракеты противника на дальних подступах к авианосным ударным группам.

Современные американские палубные самолеты F/A-18 E/F Super Hornet и новейший F-35C Lightning II имеют, по оценкам специалистов, недостаточный радиус действия для решения подобных задач. Поэтому было признано целесообразным ввести в боевой состав авиакрыла ударного авианосца беспилотные самолеты-топливозаправщики.

Решение особенно важно для Пентагона, учитывая, что уже существуют управляемые высокоточные противокорабельные ракеты дальнего действия, которые способны уничтожить авианосцы на расстоянии до 1000 (более 1609 км) миль от берега.

К таким ракетам, по оценке американских специалистов, относятся и китайские баллистические ПКР DF-21D, называемые «убийцами авианосцев».

Основным элементом этого комплекса является специальное пятиосное шасси, на котором перевозится транспортно-пусковой контейнер с ракетой. Именно это шасси и позволяет перебрасывать ракеты в требуемый район, а также осуществлять запуск с минимального расстояния до цели. По разным оценкам, ракета DF-21D имеет длину порядка 10–12 м и диаметр около 1,5 м. Стартовая масса оценивается в 14–16 т. Утверждается, что ракета DF-21D способна поражать надводные корабли на удалении от 100 до 1450 км.

В случае вооруженного конфликта между Пекином и Вашингтоном это означает, что до уничтожения противокорабельных комплексов DF-21D авианосные ударные группы ВМС США не смогут без большого риска приблизиться к китайскому побережью менее чем на 1400–1500 км. А следовательно, палубная авиация ВМС не сможет применить авиационные средства поражения по береговым объектам.

Помимо расширения боевого радиуса, есть и другие моменты, которые «Скат» должен решить. Современные пилотируемые самолеты-заправщики обладают очень большими геометрическими размерами и взлетным весом. В частности,

поступающий на оснащение военно-воздушных сил США перспективный самолет-заправщик KC-46A имеет слишком большую отражающую поверхность и поэтому может быть слишком уязвим для атак зенитными и авиационными управляемыми ракетами.

Поэтому возникает необходимость в сравнительно небольшой по размерам платформе, которая была бы не так заметна для РЛС противника, но при этом не мешает основной задаче, то есть дозаправке самолетов топливом в воздухе. Еще одно требование к «Скату» — возможность практически непрерывной работы.

Впрочем, даже несмотря на появление «китайских убийц авианосцев» DF-21D, высокопоставленные представители ВМС США и некоторые аналитики сомневаются, что те действительно могут эффективно поражать свои цели, да еще и в движении на скорости 30 узлов и с расстояния 1000 миль.

Тут, считают военно-морские специалисты, требуются соответствующие данные разведки, точное целеуказание, непрерывное управление с необходимыми корректировками, чтобы с минимальными промахами поразить такую цель, как движущийся авианосец. Иными словами, при решении этой задачи требуются самые продвинутые технологии.

В каком объеме обладает ими Китай, вопрос открытый. Кроме того, ВМС США быстро совершенствуют оборонительное оружие на кораблях, средства РЭБ, лазеры и технологии, которые в состоянии идентифицировать и уничтожить приближающуюся и предназначенную для поражения авианосцев крылатую ракету даже за радиогоризонтом.

Создание MQ-25A Stingray происходит в самый разгар дискуссии об эволюции и дальнейшем будущем авианосцев как целого класса кораблей. Некоторые аналитики и военные эксперты, например, полагают, что авианосцы скоро станут устаревшими при применении такого оружия, как DF-21D. Перспективы появления в недалеком будущем гиперзвукового оружия вообще могут поставить крест на этих кораблях.

В России к решению подобных задач еще не приступали. На единственном отечественном авианосце «Адмирал Кузнецов» пока нет даже пилотируемых самолетов-заправщиков, роль которых в авиации ВМС США ранее выполняли воздушные танкеры KA-6D Intruder,

разработанные американской фирмой Grumman.

Однако, напоминает Константин Макиенко, самолеты KA-6D Intruder были сняты с вооружения в 1997 году. Как пояснил эксперт, с этого момента задачи дозаправки авианосной авиации в воздухе были возложены на строевые истребители Boeing F/A-18, оснащаемые подвесными заправочными агрегатами.

Это, по мнению Макиенко, налагает серьезную нагрузку на парк F/A-18, у которых число вылетов для использования в качестве заправщиков достигает 20–30% от общего числа полетов, что, соответственно, сокращает ударный потенциал эскадрилий этих самолетов и авиагрупп в целом. Поэтому появление беспилотного воздушного танкера в авиации ВМС США, считают американские эксперты, вопрос самого ближайшего будущего.

«Тем не менее реализация программы создания палубного беспилотника в США продвигается далеко не самыми высокими темпами, — считает главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов. — Первые шаги в данном направлении были предприняты еще в середине 2000-х годов. Но понимания места и роли подобного БЛА в авиации ВМС США достаточно длительное время не было».

Как рассказал «Газете.Ru» Федутинов, в настоящее время в работах по палубному БЛА-заправщику принимают участие четыре крупные американские компании, ранее отобранные американскими военными в рамках реализации программы UCLASS — Northrop Grumman с аппаратом на базе БЛА X-47B, Boeing с аппаратом на основе БЛА Phantom Ray, Lockheed Martin с БЛА Sea Ghost на основе RQ-170 Sentinel и General Atomics с БЛА Sea Avenger на базе аппарата Avenger. Указанные компании в 2016 году получили контракты с равным финансированием, напоминает Федутинов. В текущем году ожидается появление формального Запроса предложений (RFP).

Окончательно определиться с разработчиком БЛА ВМС США планируют во второй половине 2018 года. На проект запланированы расходы порядка $2,16 млрд. При этом первые поставки беспилотников ожидаются в 2021 году.

По мнению Федутинова, все участники проекта имеют определенные сильные и слабые стороны. Так, General Atomics обладает весьма существенным опытом в создании БЛА семейства Predator, широко используемых как американскими ВС, так и союзниками США. Вместе с тем на БЛА Avenger (Predator C), совершивший первый полет еще в 2009 году, компания до сих пор так и не нашла заказчика.

Lockheed Martin, по мнению эксперта, не имеет столь внушительных цифр по поставкам своих БЛА, однако аппарат RQ-170, который планируется взять за основу в данном проекте, закупается и используется американскими военными, в том числе в условиях военных конфликтов последних лет.

Компания Boeing, напоминает специалист, также имела наработки по тематике БЛА, ведя разработку БЛА X-45 с начала 2000-х. Впрочем, БЛА X-45C, выполнивший первый полет в 2011 году, по настоящее время остается в единственном экземпляре.

По мнению Федутинова, наиболее высокие шансы выйти в лидеры у компании Northrop Grumman.

Созданный этой фирмой демонстратор палубного БЛА X-47 несколько лет назад уже использовался в экспериментах по эксплуатации с борта авианосца. Испытания, включавшие серию полетов, в том числе взлеты и посадки с/на палубу авианосца Theodore Roosevelt (CVN71), были в целом признаны успешными.

Новости и материалы
Россиянам рассказали об особенностях инвестиций в бриллианты
Офис президента Украины поссорил граждан, отказав мужчинам в консульских услугах
Экс-премьер Азаров назвал цель ареста наместника Святогорской лавры
«Спартак» и «Локомотив» объявили стартовые составы на матч РПЛ
В кабмине сообщили об отмене экспортных пошлин на уголь на 4 месяца
Найдена новая движущая сила старения и способ борьбы с ней
Посла Литвы назвали «политическим карликом» после слов про Крымский мост
Володин заявил, что США желают сохранить однополярный мир
Стас Михайлов вспомнил, как родители хотели продать квартиру ради его клипа
Семин заявил, что Дзюба не случайно потерял статус ключевого игрока в «Локомотиве»
56-летняя Николь Кидман восхитила выходом в золотом платье-бюстье
Песков оценил реакцию США на заявление Польши о ядерном оружии
МО РФ сообщило о сбитом дроне в Белгородской области
Неизвестные осквернили Вечный огонь в Краснодарском крае
В США рассказали, как Россия мешает снабжению ВСУ беспилотниками
Задержанному студенту МГУ из Одессы сократили срок пребывания в России
В Китае продолжают бороться с коллапсом на рынке недвижимости
В Петербурге пенсионерка попала в реанимацию после приема у стоматолога
Все новости